Художник Алмаз Мурзакамалов

Художник Алмаз Мурзакамалов

Алмаз Агзамович Мурзакамалов – лауреат и дипломант всероссийских и республиканских выставок, в том числе организованных Министерством образования РБ и Республиканским центром культуры учащейся молодежи.

– Когда и где вы родились? Рано начали рисовать?

– Я родился 28 ноября 1990 года в селе Мечетлино Салаватского района. До переезда в Уфу жил в деревне Ахуново.

Посмотреть работы художника

Рисовал с самого детства, причем, не карандашом, а красками. У меня сохранились эти акварельные работы. В детском саду начинал с попыток копировать иллюстрации и постепенно всерьез увлекся живописью.

Ещё надо сказать, что класса с шестого освоил интересную технику работы с деревом: собирал древесные грибы, вроде чаги, и на них писал маслом, украшая своеобразной мозаикой из того, что было под рукой, например, из покрашенного гороха. Так необычно, свежо выходило! К сожалению, те работы не сохранились. Надо было древесину правильно обрабатывать, но в то время я ещё не знал, не понимал этого. Лица матрешек делал с колпачками. Мои поделки пользовались постоянным успехом на осенних балах, которые традиционно проводятся в школах района.

– Получается, что у вас рано открылся интерес к народным промыслам, кроме того, удивительно, что вы в детстве предпочитали акварель карандашу. Близкие поддерживали ваше детское увлечение живописью?

– Да, и это закономерно. У меня с маминой стороны много художников, преимущественно преподавателей, которые ведут уроки изобразительного искусства. И папа любил рисовать, ему доставляло большое удовольствие оформлять плакаты, объявления для местного клуба, хотя он и не был художником по специальности.

С первого по одиннадцатый класс я учился в сельской школе деревни Ахуново. Там с энтузиазмом посещал все факультативы, которые имели отношение к сфере изобразительного искусства. Неизменно и весьма успешно участвовал в олимпиадах, где занимал постоянно призовые места. Два раза выходил на уровень республики. В тот период на мое творческое становление положительно повлиял мой дядя Азамат Фарватович Тажетдинов, которому я до сих пор очень благодарен.

«Лошади», Алмаз Мурзакамалов, холст, масло

«Лошади», Алмаз Мурзакамалов, холст, масло

По окончании школы события развивались для меня, на первый взгляд, неожиданно, но, как потом оказалось, очень удачно. Я планировал поступать либо в училище искусств, либо в педуниверситет на худграф. Но получилось так, что в результате поступил в Уфимский художественно-промышленный колледж (бывший профессиональный лицей № 64). Посоветовал мне его мой двоюродный брат с маминой стороны. Его семья жила неподалеку, и я частенько проезжал мимо. Знал, что есть в Уфе такое учебное заведение. Прошел сразу – без экзаменов, без конкурса творческих работ. У меня было много грамот за олимпиады, на основании которых и приняли в колледж. Конечно, какие-то работы свои приемной комиссии продемонстрировал. Было очень приятно, когда всеми уважаемая башкирская художница Аида Махмутовна Абдуллина, супруга известного художника Рамиля Раисовича Абдуллина, сообщила мне о положительном решении приемной комиссии. Это решение было принято сразу же.

Потом я ни разу не пожалел о выборе учебного заведения. Благодаря мастерам и преподавателям в колледже бережно сохраняется домашняя, располагающая к творчеству обстановка. Налажены постоянный диалог с учениками, контакты с родителями. Практически семейную атмосферу можно легко ощутить сразу: уже на входе вас встретят интерьеры, любовно оформленные учениками во время практики.

В колледже я проучился два года, окончил его с красным дипломом и начал там свою карьеру, поскольку директор колледжа Рамиль Ахнафович Кагиров сразу предложил мне работу.

«Башкирские мотивы», Алмаз Мурзакамалов, 2016, дерево, гуашь, лак

«Башкирские мотивы», Алмаз Мурзакамалов, 2016, дерево, гуашь, лак

«Пещера Салавата Юлаева», Алмаз Мурзакамалов, 2016, холст, масло

«Пещера Салавата Юлаева», Алмаз Мурзакамалов, 2016, холст, масло

– Какую специальность вы получили в колледже?

– Учился на специальности «Изготовитель художественных произведений из дерева», то есть в результате стал специалистом по деревообработке. Но на этом не остановился и в тот же год, как и мечтал когда-то, поступил на заочное отделение худграфа в Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. С 2011 года учился и одновременно преподавал в художественно-промышленном колледже. В 2016 году получил диплом уже о высшем художественном образовании.

– Какие дисциплины преподаете?

– Начинал работать в учебных мастерских – обучал студентов росписи и резьбе по дереву, технике маркетри, художественной обработке бересты. И, к тому же, компьютерной графике. Со временем перешел в преподавательский состав колледжа. Начал с преподавания техники оформительских работ (для оформителей), а также реставрации, ИЗО и рисунка (для изготовителей художественных изделий из дерева).

– Реставрацию вы, по всей видимости, уже в колледже освоили?

– Не в деревне, конечно. Я, когда поступал, смутно представлял себе, что такое «роспись по дереву», был не знаком с названиями и особенностями народных помыслов. Все эти знания получил в учебном заведении, в котором сегодня преподаю.

– Вы себя к какому художественному направлению относите?

– Больше, конечно, я «прикладник». Уже давно специализируюсь преимущественно на прикладном искусстве. Но вот буквально недавно вновь всплыло моё увлечение живописью, изучаю ее тонкости, рисую, акцент творчества постепенно перемещается в живописную сферу.

– Теперь, надо понимать, речь идет уже о масле?

– В основном, да, но, бывает, иногда пишу акварелью. Даже не знаю, почему масло меня так завораживает и притягивает. Его запах мне нравится, работа с ним увлекает, особенно когда использую мастихин.

«Лошади», Алмаз Мурзакамалов, 2013, холст, масло

«Лошади», Алмаз Мурзакамалов, 2013, холст, масло

Это такой металлический инструмент, напоминающий шпатель, благодаря которому получаются достаточно крупные фактурные мазки. Таким образом прекрасно передается определенный объем, настроение особое получается. Мне такая техника наиболее близка.

Сегодня, помимо преподавания в колледже, я стал работать ещё и в багетной мастерской «Р-багет», где принимаю участие в оформлении картин, художественных изделий, вышивки. Мне это тоже доставляет большую радость, полагаю, из-за особенностей ручной, рукодельной работы. Возможно, играет роль осознание факта завершенности. Какие-то новые идеи в процессе приходят, часто нестандартные.

Каждый день – что-то новое, на одном месте не стоим. Отмечу, что к нам приносят свои работы и именитые художники.

– Как со временем менялось ваше творчество?

– Техники меняются, а сюжеты – нет. Как в детстве рисовал природу, так и продолжаю. Многие предлагают начать портреты писать, но почему-то у меня душа к ним не лежит. Природа мне ближе. Как приезжаю в деревню, в тот же день иду к Юрюзани, на горы любуюсь, фотографирую интересные моменты. Летом макросъёмку применяю активно, особенно интересуют детали цветка, ветки. Если какие-то нестандартные ветки попадаются, себе оставляю, чтобы потом что-то из этого сделать. Природу я люблю больше всего.

– Красота, видимо, постоянно должна в жизни присутствовать?

– Да, вы правы. Я с самого детства это осознавал. Всегда любил природу, уходил в лес, особенно часто летом, сидел, смотрел на горы, на любимую деревню. У нас красивейшие горные места! Тогда, наверное, и возникла у меня мечта – написать Ахуново маслом. Нужен только подходящий момент. Особенно живописны наши башкирские горы осенью. Такие цвета необычные! И желтые оттенки, и красные… Можно, конечно, и по памяти писать, я же представляю, как наша деревня выглядит, но она тоже каждый день растет. К нам переезжают, переселяются из других мест, деревня динамично развивается. Это хорошо.

– Живопись и художественная деревообработка – два полюса вашего творческого пространства. Они обогащают друг друга?

– Да, безусловно. Возникают новые мысли, свежие идеи… Когда пишешь маслом, в какой-то момент может прийти понимание, что этот же объект хорошо бы стилизовать, сделать в другой технике. Например, живописный уголок природы так и хочется написать маслом, но его же можно выполнить в технике маркетри, мозаикой. Или наоборот. Это как бы два разных взгляда на один и тот же объект. Интересно необычайно!

– Сейчас в моде акрил. Не планируете работать с ним?

– Нет, акрилом ни разу не писал, и нет желания. Меня смущает его относительная недолговечность. Показываю, как и положено, эту технику студентам на занятиях. Владею, но не привлекает.

«Павлины», Алмаз Мурзакамалов, 2016, роспись стен, масло

«Павлины», Алмаз Мурзакамалов, 2016, роспись стен, масло

– Что для вас является источником вдохновения?

– Может быть, прозвучит слегка банально, но мне нравятся работы Ивана Ивановича Шишкина. Могу бесконечно смотреть на них… Природа средней полосы, поля… Меня восхищают насыщенные зеленые цвета, желтые, которые он мастерски применяет. Нечто гораздо большее, чем ожившая вдруг фотография, но не уступающее по достоверности. Истинное царство природы!

– Можно назвать его вашим учителем?

– Да. Но раз уж вы сами заговорили об учителях, то я с удовольствием назову несколько фамилий преподавателей колледжа, которым обязан своими базовыми знаниями, и которые теперь стали моими коллегами. Это и Ольга Васильевна Суханова, которая обучала меня росписи по дереву, тонкостям деревообработки и особенностям «обхождения» с берестой, и Лариса Ивановна Салеева, преподававшая в нашей группе народные промыслы, историю искусств и декоративно-прикладное искусство. Член Союза художников Наталья Юрьевна Бабина вела у нас колористику, скульптуру и живопись. Особенно важным для себя из её предметов считаю цветовидение или, по-другому, колористику. От Владимира Николаевича Дикорева я многое узнал о народных промыслах, от Ирины Рашитовны Крымской – о композиции и дизайне. Они сами постоянно находятся в творческом поиске, вдохновляя окружающих, выставляют свои работы, причем, не только в Башкирии, но и в России, за границей.

– Что вы думаете о проекте «Любимые художники Башкирии»?

– Очень рад, что жюри проголосовало за меня, что я стал лауреатом. Искренне признателен Наилю Махмутову за его титанический труд. Благодаря сайту, заходить на который вошло в привычку, я многое для себя открыл, познакомился с массой не известных мне до сих пор авторов и их творчеством.

Считаю важным, что предоставляется прекрасный шанс для башкирских художников, проживающих в сельской местности. Им менее доступны выставки, общение с коллегами, да что там говорить: во многих деревнях и Интернет-то не особо развит. Проект дарит им новые возможности!

Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 93-97

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Таланты #АлмазМурзакамалов
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие