Художник Алексей Кузнецов (1927–1990 гг.)
«Живет лишь тот, кто творит.»
Ромен Роллан
Алексей Александрович Кузнецов родился, жил и работал в Уфе. Живописец, график, заслуженный художник БАССР (1964 год). Специальное образование: окончил два курса Харьковского художественно-промышленного института (1948–1949 годы). С 1975 по 1982 годы проживал в городе Куйбышеве (Самара). С 1954 года – участник республиканских, всероссийских, международных выставок. С 2002 года – почетный член ТО «Артыш».
Какой он был, Алексей Кузнецов? Энтузиаст и экспериментатор – с формой, фактурой, композицией, с жанрами и стилями; академический реалист и неудержимый романтик с поправкой на фольклор и мифологию; блестящий организатор, непримиримый борец за идею, за творческое самовыражение, гордый и всегда идущий своим путем мастер; хороший музыкант и певец; литератор, написавший много статей об искусстве и образовании; пример творческой воли, стремления к творческой свободе; акварелист, классик отечественной графики. А еще пламенный любитель башкирского Бурзяна, защищающий этот уникальный край, его национальную культуру.
В юности он колебался, не посвятить ли себя пению. Учился на вокальном отделении Уфимского театрально-художественного училища с 1945 по 1947 годы. У него был замечательный бас, он брал уроки у известного педагога, Л.Н. Троицкой. Но первым его учителем была семья, где с малых лет Алексея окружали музыка и литература. Братья и отец прекрасно пели, отец играл на скрипке, один из братьев учился профессиональному мастерству вокала, а страсть к поэзии и прозе была еще одним «духовным источником» этой семьи. Наряду с саморазвитием, Кузнецов считал творческую среду одним из основных элементов его формирования как художника.
Еще до учебы в Харьковском художественном институте главным событием он считает встречу с художником Лебедевым. Дружба с Порфирием Марковичем, тесный круг молодых творческих людей, сложившийся в училище вокруг умудренного опытом мастера, осветили и расширили кругозор молодого художника. Лебедев был святым человеком: он считал, что художник – это апостол, дающий людям высшие знания и поддержку.
Творческий взлет художника начался в 1955 году. На Московской декаде культуры Башкортостана картина Кузнецова «Допрос Салавата» стала одной из самых заметных работ в экспозиции. Рядом находились полотна таких известных мастеров башкирской живописи, как А.Э. Тюлькин, Б.Ф. Домашников, В.П. Пантелеев, А.Д. Бурзянцев и др. Историческое полотно «Допрос Салавата» (1955 год) – достойный образец «продолжения русского реалистического искусства и победа башкирской ветви жанра исторической живописи», по определению искусствоведов. Интересно, что позировал Кузнецову Амир Арсланов, молодой художник, чье фактурное одухотворенное лицо и боевое прошлое казались Алексею Александровичу характерными для образа Салавата. (И сам Амир Арсланов, заслуженный художник Башкирии, в разные годы обращался к теме Салавата и всего Пугачевского восстания, создав несколько картин в жанре исторического реализма: «Салават Юлаев», «Салават и Пугачев» и др.). Черты народного героя на картине Кузнецова конкретны, это живое лицо, а не стилизованный «приглаженный» персонаж.
В том же 1955 году художнику был вручен орден «Знак Почета». Следующее десятилетие стало для него исключительно плодотворным периодом. Он активно участвовал в выставках, совершенствовался в любимых стилях и материалах и осваивал новые. В начале 60-х Кузнецов работал как художник-монументалист, расписывающий фасады, торцы домов в городе Салавате. Эта работа принесла ему богатый опыт не только как монументалисту, но и опыт общения с простыми рабочими людьми, который вылился в серию портретов («Тоня Долгова», 1963 год; «Наиля»; «Маляры», 1964 год; другие работы). Его настенные росписи украсили и целый ряд общественных зданий в Уфе: Башкирский Академический Театр драмы им. М. Гафури (совместно с Р. Нурмухаметовым и Г. Мугтобаровым), ДК Уфимского моторостроительного завода (совместно с В. Пустарнаковым и С. Литвиновым), Уфимский дворец Спорта (совместно с Ф. Кащеевым, Л. Крулем, С. Литвиновым, Р. Нафиковым, В. Пустарнаковым, 1961 год), ДК в городе Кумертау (совместно с А. Поздновым, А. Платоновым и другими художниками, 1966 год).
В то же время художник был вовлечен в кипучую общественную деятельность. С 1953 по 1976 годы он работал в Башкирских мастерских художественного фонда РСФСР. Был членом правления Башкирского Союза художников и стоял у истоков создания Республиканского общества изоискусства. Был даже избран депутатом Уфимского городского Совета депутатов. Тогда он всерьез занялся проблемами художественного образования. Ситуация с художественным отделением института искусств и с детской художественной школой № 1 Орджоникидзевского района города, восстановление их статуса, в котором он принимал самое горячее участие, навели его на размышления об острых проблемах современного образования, о вопросах эстетического воспитания детей; идеи А.А. Кузнецова были изложены им во многих статьях. Теперь художественная школа № 1 носит его имя, в ней кипит жизнь – конкурсы, поездки на пленэр, творческие праздники и конференции – чуткая, полная самоотдачи работа преподавателей, талантливые учителя и ученики.
Монументальная и вместе с тем камерная, дремучая красота Бурзянского края отразилась в картине «Легенда о курае» (1963 год). Ее декоративность, стилизованность и великолепно прочувствованная цветовая гамма, узнаваемый резкий почерк сделали эту картину хрестоматийной. Автор стремился сконцентрировать в полотне всю могучую и трепетную красоту еще дикого Урала, его «звук» и историю, символом которого явилось соцветие тростника – курая. Позднее символ станет государственным. К пейзажам и портретным образам жителей Бурзяна художник обращался в разные годы, образы перекликаются друг с другом сквозь десятилетия. Таковы «Бурзянский медвежатник» (1961 год), «Бабай» (1967 год) и «Динислам-бабай» (1983 год). Суровость и сила характера, мудрость таежного жителя и тяготы жизни проявляются в чертах персонажей. Автор словно пытается разгадать извечную загадку этой мудрости, подобраться к народной трактовке философского вопроса о смысле жизни через историю и мифологию народа.
В 70-е годы увлечение фольклорными мотивами углубилось. Алексей Кузнецов удивил всех своим увлечением образами сказочных существ («Чудище», другие работы). Духи уральских гор, дивы и шурале, не они ли раздули искру любви к мифу, к былинным и праисторическим мотивам, звучащим в картинах «Барма и Постник» (1972 год), «Легенда» (1989 год), «Оборотни» (1974 год), проникнутых глубинными вопросами бытия.
Эпические сюжеты, единые у народов Урала и некоторых сибирских народных культур, были воплощены в картине «Уральские символы» (1989 год) и в значительном полотне «Орхонские идолы» (1989 год). Эта картина считается верхом мастерства зрелого художника, триптих эпических образов в современном видении автора.
Черты сурового стиля и тяга к авангардной стилистике, интерес к прасимволам и реалистическая правда портретов, этнические-былинные изыскания и работа над реальным историческим сюжетом – историей Пугачевского бунта («Пугачевцы. 1775», 1989 год)… Работа над картиной заняла около трех лет. Любимая Кузнецовым-монументалистом «фризовая» композиция усиливает значительность события и выражений лиц людей, попавших в водоворот восстания.
В последние годы художник писал много натюрмортов, цветов в мажорной светлой гамме, работал до последнего дня. «Говорят, перед тем, как покинуть наш мир, он долго болел. Но у тех, кто знал Мастера, осталось ощущение, что он погиб на бегу, как будто пытался вскочить на подножку мчавшегося поезда», – писала искусствовед Эвелина Фенина.
Весной 2019 года в уфимской художественной школе № 1 им. Алексея Кузнецова прошла выставка его ранних, военного времени, работ с шутливыми стихами на обороте от «Лешки Кузнецова». Представшая глазам молодежи живая история художника и человека, который помог сохранить их школу, не могла не вдохновить юных художников. Память о «человеке творящем» жива.
Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 122-125
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #АлексейКузнецов #Художники #Живопись
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!