Художник Александр Бурзянцев (1928–1997 гг.)
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Сергей Есенин
Александр Данилович Бурзянцев – известный российский живописец, пейзажист. Член Союза художников СССР (1958 г.), народный художник Башкирской АССР (1979 г.), заслуженный художник РСФСР и БАССР. Удостоен Республиканской премии им. Салавата Юлаева (1977 г.).
Работы художника находятся в собраниях музеев и картинных галерей: БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина (с. Константиново Рязанской области РФ).
Глядя на эпические пейзажи Александра Бурзянцева, не можешь отделаться от ощущения, что вся природная уральская мощь – грандиозное сцепление гор, лесов, небес, водной поверхности и человеческого жилья – увидено и изображено даже не с высоты птичьего полета, а посредством многоугольного, панорамного зрения какого-то чудесного доброго исполина, при всем детальном реализме изображаемого. Действительно, только гигант мог так видеть природу, ее таинственное образное целое, одновременно великое и мимолетное. Художник, плоть от плоти этой земли, уроженец не только деревни Балакар Зилаирского района Башкирии, но – смотри шире – всего Южного Урала, по его собственному утверждению. «Мастер с широким письмом, широкой натурой русского человека» – так назвал его собрат по кисти и друг Борис Домашников.
Отличительной чертой башкирского пейзажа, который в силу многих причин развивался быстрее и успешнее сюжетных картин, искусствоведы называли поэтичность, что «здешние художники видят в единении природы с красочной стихией народного быта и современными приметами жизни». В формировании этого жанра Бурзянцев сыграл большую роль. Он был из того поколения, чьи отрочество и юность пришлись на военное и послевоенное время, чьи биографии отмечены скорбью потерь и радостью Победы, а затем нелегким восстановительным трудом. Еще подростком он работал в леспромхозе, на лесоповале, катал валенки…
Но поэзия с детства витала над Александром: и в окружающей его суровой и великолепной деревенской природе, и дома. В семье сельских интеллигентов (отец был конторским служащим, погиб под Сталинградом в 1943-м, а мама – сельская учительница, мастерица рукоделия) всегда звучали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Мальчиком он рисовал иллюстрации к сказкам Пушкина, уже тогда перенося на бумагу поэтические образы. Страсть к рисованию была настолько сильной, что в 1946 году он уехал из деревни в «большую жизнь» и, после нескольких провальных попыток поступить в Ростовское и Ленинградское художественные училища, был принят в Пензенское, которое и окончил с отличием в 1951 году. Дипломной работой Бурзянцева стала композиция «Пушкин в Михайловском»; красота среднерусского пейзажа с лесом, полем и церковной маковкой вызвала похвалу его любимого учителя – Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Александру повезло с учителем. Преподаватель живописи с 1908 года, ученик Репина и чуткий, но строгий педагог, он учил «не ремеслу, а духу», как писал Бурзянцев в дневнике. Позже, уже работая в Худфонде Уфы, в 1952 году, во времена сомнений и жажды духовного совета, он даже ездил к старому учителю под Пензу, и их общение, длившееся почти сутки, стало настоящим откровением: стихи, рассказы о мастерской Репина, где тогда занимались такие корифеи, как Б. Кустодиев, К. Сомов, Н. Фешин. Старый мастер не поучал, просто показывал свои картины, читал стихи. «Уехал окрыленный, взбудораженный, с желанием работать», – вспоминал Александр Данилович. Поэзия и беседа с мастером стали основными двигательными факторами, Бурзянцев словно заново переосмысливал и открывал поэтические пейзажи Нестерова и Левитана, вырабатывая свой стиль, «возился» с композицией, цветом и формой. Появились первые успехи на выставках, и это вселило ещё большую уверенность в выборе творческого – жизненного – пути.
Становление Александра Бурзянцева как профессионального художника происходило в конце 50-х – начале 60-х годов, в знаменательный период, когда волна общественного прозрения, душевного подъема и раскрепощения «накрыла» народ после падения культа личности. Новые темы появились и в пейзаже, они стали более демократичными, свободными, без имперского подобострастия и сусальной позолоты. Пряный дух авангарда, задавленный со времен «Бубнового валета», проникал в советскую живопись, художники вдохновенно искали себя, открывая и испытывая новые приемы и сюжеты. То было время худфондовских поездок по Южному Уралу в компании еще двух наших выдающихся пейзажистов – Б. Домашникова и А. Пантелеева; и было замечательное общение с ними, когда и расцвела любовь Александра Даниловича к исключительно живописным ландшафтам небольших старинных городков, таких уникальных, каждый в своем роде, как Белорецк, Сатка, Сим, Миньяр.
Нетронутый покой полей, гор и лесов там мирно соседствует с новорожденными новостройками и ЛЭП, растут приметы индустриального пейзажа, и сквозь пафос созидания не слышна еще тревога от вторжения беспощадной технотронной цивилизации; еще жива самобытная дореволюционная архитектура тех мест, заводики и мосты через прелестные речушки, старые храмы и хутора, их органичное вплетение в дикую природу и историческая ценность, не описанная еще в полной мере. Из поездок привозился огромный этюдный материал, в мастерских выливавшийся в картины («Сим – городок»,1959 г.; «На реке Бианке», 1960 г.; «Ветер с Урала», 1957 г. и многие другие полотна). На них ясно видно, как начинает дышать, разворачивается плоскостями и планами, изливается напевной плавностью линий и цветовыми радостными каскадами могучий стиль художника, говоря по-есенински: «буйство глаз и половодье чувств». Удивительны его интуитивное знание природы, панорамное видение, словно на бреющем полете позволяющее наблюдать весь окаём места с узнаваемыми до боли деталями, составляющими очарование пейзажа; живительный необъятный простор, на котором умещается целая гамма различных чувств, словно сама земля-матушка движется навстречу зрителю.
Произведения этого периода искусствовед Валентина Сорокина назвала «уральским сказом».
«Магическая сила полотен Бурзянцева – в его умении показать сопряжение времен, сливающихся в единый гармоничный мир», – писала она. Художник «сопрягал» окончательные варианты картин уже дома, из этюдов и набросков, слагая их как стихи. «Придумывать не умею, – говорил он, – но этюд иногда перерабатываю так, что не узнаешь».
Его любимый Есенин утверждал, что «стихами можно рисовать», а сам Бурзянцев непостижимым образом превращал живопись в поэзию.
Исколесив весь Урал, весной 1968 года художник отправился в Суздаль и был покорен сказочно-народной архитектурой и самой атмосферой средней России. «Из белизны снегов, как из глубины веков, постепенно возникали купола и башни, а когда я ехал по городу, на белом снегу звенели краски соборов и монастырей – это был праздник», – так поэтично он описывает свое путешествие. Звонким праздником отзываются картины этого периода («Купола», «Святые ворота», «Весна в Суздале» и другие работы).
Еще ярче разгорается радостный, зоркий талант. Любовь к старинной архитектуре, к «куполам» (во времена неверия в Бога), глубокое уважение к родной истории звучат и в переделкинском цикле работ («Храм в Переделкино», 1969 г.). В конце 60-х манера письма Бурзянцева становится еще более экспрессивной, более условно-формальной, хотя в один и тот же отрезок времени автор мог создавать совершенно разные по стилю картины. В Третьяковской галерее хранится его картина «Минута молчания», 1987 г. (на смерть Ленина). Она замечательна в колористическом отношении, напряженно драматична и, по мнению искусствоведа Л. Ртищевой, является одной из вершин творчества художника.
В 1970 году Александр Данилович неожиданно едет на родину Есенина.
«Целую недею не мог писать, только смотрел. Побывав в Константиново, я вижу стихи Есенина. В его поэзии меня привлекло, оказалось близким восприятие им природы, живой и очеловеченной».
Строчками стихов любимого поэта названы работы «Синий звон», «Я вернусь…». Не пытаясь построчно иллюстрировать поэта, он передавал дух и палитру тех благословенных мест, где «далеко сияют розовые степи, широко синеет тихая река…». Таким же близким по духу стал для него башкирский писатель Мустай Карим, дружбой с которым художник очень дорожил. На родине поэта, в деревне Кляшево Чишминского района, где гостил Александр Данилович, было написано много интересных и проникновенных работ, составивших серию «Кляшево – родина М. Карима» (1987–1988 гг.).
Это живопись («Зырат», «Колодец Мустая», «Дом Мустая», «Ак-Манай», «Здесь была мечеть») и множество графических зарисовок. Работы сложны и богаты по цвету; в выразительных линиях деревьев, дорог и плетней словно читаются ритмические строфы, желание оставить в нашей памяти простую красоту, историю края.
«Сопоставление старого и нового – слишком маленькая задача, она лежит на поверхности. Хочу показать, что всё это живет, дышит одним дыханием, что наша история – основа сегодняшнего дня»
– писал Бурзянцев в своем дневнике.
В последнее десятилетие жизни художник много времени посвящал и пейзажам старой Уфы, которую очень любил, и, несмотря на полное сходство улочек, церквей, оврагов и холмов нашего старого города с оригиналами (большей частью, увы, уже исчезнувшими), в них ярко проявился его талант импровизатора и «композитора», где целью ставилось настроение «души каждого уголка» («Сутолока», «Улица Бехтерева», «Ледоход», «Здесь учился С.Т. Аксаков», «Посадская улица», «Покровская церковь» и многие другие работы).
Насколько свежо и смело смотрятся сейчас эти работы, звенящие чистыми контрастными красками, озадачивающие своей композицией! До последних дней помнил художник завет старого учителя:
«Смотри больше на холст, чем на натуру, береза растет там, где нужно художнику. И помни, что и в тени есть цвет».
Эти цвет и свет, радостные, побеждающие тень, он постарался донести до нас.
Трудно уместить в одну статью фигуру такого исполинского, шаляпинского масштаба (недаром А.Д. Бурзянцев собрал редкую фонотеку записей Ф.И. Шаляпина, выразителя мощи народного духа). Творчество Александра Бурзянцева не изучено, не разгадано даже наполовину, а наследство он оставил огромное: великий труженик и жизнелюб, фантазер и романтик, точно названный своими почитателями «апостолом добра и красоты».
Текст: Эльвира Каримова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 143-147
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #АлександрБурзянцев
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!