Художник Альберт Кудаяров
Альберт Шамилевич Кудаяров – график, художник декоративно-прикладного искусства, живописец. Член Союза художников России (2007 г.), заслуженный художник РБ (2015 г.). За плодотворную творческую деятельность награжден знаком «Отличник образования РБ»; бронзовой медалью за вклад в Отечественную культуру (Москва, 2011 г.); дипломом комитета РБ по делам ЮНЕСКО; благодарностью Министерства культуры РФ и Всероссийской ассоциации международных культурных и гуманитарных связей; почетной грамотой Министерства культуры РБ за значительные общественные заслуги в пропаганде изобразительного искусства Башкортостана, национальных традиций в контексте российского и зарубежного культурологического пространства.
Работы хранятся в музее КНМИИ им. Г. Айтиева (Бишкек), в Чеченском республиканском музее изобразительных искусств им. А. Кадырова (Грозный), в частных российских и зарубежных собраниях. Художник участвует в республиканских, всероссийских, региональных и международных выставках, в таких значимых проектах, как «Большая Волга Х» и «Урал Х» (Самара, Чебоксары, Екатеринбург, Тюмень, 2008 г., 20012 г.), выставках «Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана», «Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан», республиканских жанровых выставках «Портрет» и «Натюрморт» (Уфа, 2014 г.). В творческом активе – 30 персональных выставок.
– Профессор Амир Мазитов считает, что вы – «царь и король» акварели. Так он выразился на открытии вашей персональной выставки «Акварель бесконечна» в Национальной библиотеке им. Ахмет-Заки Валиди, добавив, что в каждой вашей работе видит артистизм и виртуозность. И любовь. Почему именно акварель?
– Откровенно говоря, я пришел к акварели не за один день. Мой педагог Анвар Гилязович Сагитов всегда говорил мне: «Пиши акварелью». Я это игнорировал, мне хотелось работать маслом, что и делал в результате. Нельзя сказать, что потом я в один момент бросил масляные краски, желание перейти к технике акварели пришло не сразу…
– Допускает ли акварель исправления?
– Нет, надо сразу попасть в десятку. Там исправления уже не пройдут, хотя в настоящее время используются разные приемы.
– Требуется особое мастерство?
– По моим ощущениям, для акварели нужен большой опыт, она дисциплинирует тебя, одновременно давая простор для фантазии. Мне же по-настоящему близка чистая акварель, и к такой акварели надо иметь хороший рисунок, хотя многие пишут и без рисунка.
Если говорить о пейзажах, то очень важно передать состояние, создать образ… По сути дела, ты должен чувствовать пейзаж. Особенно важно поймать тон, колорит, а не просто «красить». Работая над портретом, пейзажем, я всегда делаю несколько вариантов рисунка и эскизов. В акварели рисунок должен быть более нежным и утонченным. Без рисунка, конечно, можно… но я привык к такому подходу.
В Башкирии есть красивые места, можно бесконечно работать – пиши и пиши.
– Вам удается удивительно верно передать внутренний мир героя в ваших психологических портретах. Так же вкладываетесь? Много набросков делаете?
– Наброски появляются, когда ты уже «созрел», когда тебе уже есть что сказать о человеке. Например, я не возьмусь спонтанно писать портрет. Надо обязательно знать свои художественные задачи.
– То есть наброски – не основная часть работы? Важна работа над картиной в вашем внутреннем пространстве?
– Набросок, рисунок или эскиз – это начало работы над портретом.
Не хочу умалять важности фундаментальных вещей. Набросок в изобразительном искусстве является основой, он дает возможность поймать, мгновенно ухватить образ, саму идею картины, и поэтому очень важен. Это мысль художника, которую он выстраивает в разных вариантах. Понимаете, художник – это не фотоаппарат, который «что видит, то и фотографирует».
– Фактически анализ и синтез реальности?
– Да, разумеется. Художник работает, как бы отбирая для себя самое лучшее, самое, на тот момент, значимое. Поймать характер, создать образ, передать психологию человека… Хотя это непросто. Посмотрите на портреты Веласкеса – целая эпоха запечатлена в выразительных и прекрасных лицах. У нашего Верещагина замечательные портреты, у Перова. Они притягивают, на них смотришь, и возникает полное ощущение, что человек стоит перед тобой в твоей нынешней реальности. Ты уже не различаешь краски и отдельные мазки мастера, что-то воочию тебя держит, меняет твое внутреннее состояние. Это, бесспорно, высший пилотаж.
Я считаю, что художнику нужно постоянно совершенствоваться, посещать выставки, музеи.
– В детстве, наверное, любили рисовать?
– Да, первый раз стал рисовать в третьем классе.
– С детства тяготеете к портретам?
– Сложно сейчас сказать, так совпало, что да. Детско-юношеское восприятие, конечно, отличается от того, что сформировалось со временем и стало частью жизни. Всегда было стремление ходить в кружок творчества, рисовать.
– А в семье кто-то рисовал?
– Нет. И отец видел меня военным, но тяга к художественному творчеству взяла свое.
– Насколько я знаю, благодаря вашим усилиям открылась после длительного перерыва Народная студия имени Геннадия Васильевича Огородова во Дворце культуры им. Калинина, при вашем деятельном участии была создана детская изостудия «Многоцветье».
– В 1999 году меня пригласили преподавать в изостудию Дома культуры им. Михаила Калинина. Студия на тот момент не работала, там пришлось все начинать с нуля. В 2001 году при лицее № 68 организовал детскую изостудию «Многоцветье», где проработал до 2015 года. Сейчас занимаюсь только творчеством.
– Что вы думаете о проекте «Любимые художники Башкирии»?
– Проект интересен, я думаю, он имеет полное право на существование. Народ смотрит, ближе знакомится с художниками, в том числе с молодыми авторами, еще не известными широкой публике. И это прекрасно!
Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 190-193
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #АльбертКудаяров
#Художники #Живопись #Акварель #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!