Художник Альберт Кудаяров

Художник Альберт Кудаяров

Альберт Шамилевич Кудаяров – график, художник декоративно-прикладного искусства, живописец. Член Союза художников России (2007 г.), заслуженный художник РБ (2015 г.). За плодотворную творческую деятельность награжден знаком «Отличник образования РБ»; бронзовой медалью за вклад в Отечественную культуру (Москва, 2011 г.); дипломом комитета РБ по делам ЮНЕСКО; благодарностью Министерства культуры РФ и Всероссийской ассоциации международных культурных и гуманитарных связей; почетной грамотой Министерства культуры РБ за значительные общественные заслуги в пропаганде изобразительного искусства Башкортостана, национальных традиций в контексте российского и зарубежного культурологического пространства.

Посмотреть работы художника

Работы хранятся в музее КНМИИ им. Г. Айтиева (Бишкек), в Чеченском республиканском музее изобразительных искусств им. А. Кадырова (Грозный), в частных российских и зарубежных собраниях. Художник участвует в республиканских, всероссийских, региональных и международных выставках, в таких значимых проектах, как «Большая Волга Х» и «Урал Х» (Самара, Чебоксары, Екатеринбург, Тюмень, 2008 г., 20012 г.), выставках «Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана», «Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан», республиканских жанровых выставках «Портрет» и «Натюрморт» (Уфа, 2014 г.). В творческом активе – 30 персональных выставок.

– Профессор Амир Мазитов считает, что вы – «царь и король» акварели. Так он выразился на открытии вашей персональной выставки «Акварель бесконечна» в Национальной библиотеке им. Ахмет-Заки Валиди, добавив, что в каждой вашей работе видит артистизм и виртуозность. И любовь. Почему именно акварель?

– Откровенно говоря, я пришел к акварели не за один день. Мой педагог Анвар Гилязович Сагитов всегда говорил мне: «Пиши акварелью». Я это игнорировал, мне хотелось работать маслом, что и делал в результате. Нельзя сказать, что потом я в один момент бросил масляные краски, желание перейти к технике акварели пришло не сразу…

– Допускает ли акварель исправления?

– Нет, надо сразу попасть в десятку. Там исправления уже не пройдут, хотя в настоящее время используются разные приемы.

– Требуется особое мастерство?

– По моим ощущениям, для акварели нужен большой опыт, она дисциплинирует тебя, одновременно давая простор для фантазии. Мне же по-настоящему близка чистая акварель, и к такой акварели надо иметь хороший рисунок, хотя многие пишут и без рисунка.

Если говорить о пейзажах, то очень важно передать состояние, создать образ… По сути дела, ты должен чувствовать пейзаж. Особенно важно поймать тон, колорит, а не просто «красить». Работая над портретом, пейзажем, я всегда делаю несколько вариантов рисунка и эскизов. В акварели рисунок должен быть более нежным и утонченным. Без рисунка, конечно, можно… но я привык к такому подходу.

В Башкирии есть красивые места, можно бесконечно работать – пиши и пиши.

«Инзер после дождя», Альберт Кудаяров, 2015, бумага, акварель

«Инзер после дождя», Альберт Кудаяров, 2015, бумага, акварель

– Вам удается удивительно верно передать внутренний мир героя в ваших психологических портретах. Так же вкладываетесь? Много набросков делаете?

– Наброски появляются, когда ты уже «созрел», когда тебе уже есть что сказать о человеке. Например, я не возьмусь спонтанно писать портрет. Надо обязательно знать свои художественные задачи.

– То есть наброски – не основная часть работы? Важна работа над картиной в вашем внутреннем пространстве?

– Набросок, рисунок или эскиз – это начало работы над портретом.

Не хочу умалять важности фундаментальных вещей. Набросок в изобразительном искусстве является основой, он дает возможность поймать, мгновенно ухватить образ, саму идею картины, и поэтому очень важен. Это мысль художника, которую он выстраивает в разных вариантах. Понимаете, художник – это не фотоаппарат, который «что видит, то и фотографирует».

«Портрет художника Алексея Королевского», Альберт Кудаяров, 2013, бумага. акварель

«Портрет художника Алексея Королевского», Альберт Кудаяров, 2013, бумага, акварель

«Портрет художника Амира Мазитова», Альберт Кудаяров, 2017, бумага, акварель

«Портрет художника Амира Мазитова», Альберт Кудаяров, 2017, бумага, акварель

– Фактически анализ и синтез реальности?

– Да, разумеется. Художник работает, как бы отбирая для себя самое лучшее, самое, на тот момент, значимое. Поймать характер, создать образ, передать психологию человека… Хотя это непросто. Посмотрите на портреты Веласкеса – целая эпоха запечатлена в выразительных и прекрасных лицах. У нашего Верещагина замечательные портреты, у Перова. Они притягивают, на них смотришь, и возникает полное ощущение, что человек стоит перед тобой в твоей нынешней реальности. Ты уже не различаешь краски и отдельные мазки мастера, что-то воочию тебя держит, меняет твое внутреннее состояние. Это, бесспорно, высший пилотаж.

Я считаю, что художнику нужно постоянно совершенствоваться, посещать выставки, музеи.

«Портрет художника Филарета Шагабутдинова», Альберт Кудаяров, 2017, бумага, акварель

«Портрет художника Филарета Шагабутдинова», Альберт Кудаяров, 2017, бумага, акварель

– В детстве, наверное, любили рисовать?

– Да, первый раз стал рисовать в третьем классе.

– С детства тяготеете к портретам?

– Сложно сейчас сказать, так совпало, что да. Детско-юношеское восприятие, конечно, отличается от того, что сформировалось со временем и стало частью жизни. Всегда было стремление ходить в кружок творчества, рисовать.

– А в семье кто-то рисовал?

– Нет. И отец видел меня военным, но тяга к художественному творчеству взяла свое.

– Насколько я знаю, благодаря вашим усилиям открылась после длительного перерыва Народная студия имени Геннадия Васильевича Огородова во Дворце культуры им. Калинина, при вашем деятельном участии была создана детская изостудия «Многоцветье».

«Утро на реке Дёма», Альберт Кудаяров, 2013, бумага, акварель

«Утро на реке Дёме», Альберт Кудаяров, 2013, бумага, акварель

– В 1999 году меня пригласили преподавать в изостудию Дома культуры им. Михаила Калинина. Студия на тот момент не работала, там пришлось все начинать с нуля. В 2001 году при лицее № 68 организовал детскую изостудию «Многоцветье», где проработал до 2015 года. Сейчас занимаюсь только творчеством.

– Что вы думаете о проекте «Любимые художники Башкирии»?

– Проект интересен, я думаю, он имеет полное право на существование. Народ смотрит, ближе знакомится с художниками, в том числе с молодыми авторами, еще не известными широкой публике. И это прекрасно!

Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 190-193

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #АльбертКудаяров
#Художники #Живопись #Акварель #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие