Художник Альберт Хабибуллин

Художник Альберт Хабибуллин

Художник Альберт Фагимович Хабибуллин – заведующий Художественной галереей МБУК «Историко-краеведческий музей» муниципального Белебеевского района Республики Башкортостан, руководитель народного коллектива клуба самодеятельных художников «Родник». Член Творческого Союза художников Республики Башкортостан и России, председатель западного отделения Творческого Союза художников РБ и России. Участник российских и международных выставок. Организатор и участник АРТ-пленэра «Серебряный родник» (с. Слакбаш, Белебевский район, 2016 г.), АРТ-пленэра «Серебряный родник» (с. Усень-Ивановское, Белебеевский район, 2017 г.), АРТ-пленэра «Цветаевский костер» (2017 г.); участник АРТ-пленэра «АРТ-путь» (санаторий «Зеленая роща», г. Уфа, 2016 г.), АРТ-пленэра в г. Ишимбае (2017 г.). Работы находятся во многих городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Тегеране (Иран), Уфе, Сыктывкаре, Краснодаре, Набережных Челнах, Владивостоке, Елабуге, Стерлитамаке.

Посмотреть работы художника

– Альберт, скажите, когда и где вы родились?

– Родился я, как и многие, в СССР. Если точнее, то в Гузарском районе Узбекской АССР, в поселке нефтяников, который назывался Нефтеразведка. 29 мая 1969 года.

Родители туда уехали молодыми. Потом, когда мне ещё трех лет не было, они вернулись обратно в Башкирию. У меня отец и мать – из многодетных семей. Считалось, что отец, как самый младший, должен был приехать за бабушкой смотреть, поскольку все братья к тому времени разъехались. В Белебее первое время мы жили в общежитии, потом в бараке, и, уже когда я учился в начальных классах, нам дали двухкомнатную квартиру.

– В вашей семье кроме вас ещё кто-то рисовал?

– Отец у меня художником-оформителем служил в армии в Казахстане, в районе Иссык-Куля, потом, уже в Гузаре, работал в Доме культуры. Он там и киномехаником был, и художником, и ещё кем-то.

– Получается, способности от папы передались?

– Скорее всего. Когда мы переехали в Белебей, в начале 70-х, отец устроился в ПМК, в трест ШНС (Шкаповнефтестрой), который тогда был крупнейшей строительной организацией. Трест и Салават строил, и Кандры, и Октябрьский. Везде они работали. Помню, у них было подвальное помещение, там же, где и красный уголок. Хорошо помнятся устойчивый запах бензина, ведра с кисточками, всё – в красках, плакатах.

«Весенний день в Знаменке», Альберт Хабибуллин, 2013, холст, масло, 40х50

«Весенний день в Знаменке», Альберт Хабибуллин, 2013, холст, масло, 40х50

Город ещё не успел разрастись, инфраструктура оставляла желать лучшего, развлекаться было негде. Вот я и бегал к отцу в мастерскую, в подвал. Тогда как было? Или ты рисуешь, или музыкой занимаешься. Выраженных музыкальных способностей у меня не обнаружилось, да меня и не тянуло особо в эту область, хотя музыкальная школа располагалась в соседнем бараке. Я рисовал, а отец смотрел, что получается. Потом лепкой сильно увлекся, и снова первым моим учителем стал отец. Рассказывал, например, как того же лебедя слепить. Тогда и игрушки-то были в дефиците, особенно в провинциальных городах.

Лепили солдатиков из пластилина вместе с двоюродным братом. Смотрели фильмы о Гражданской и Великой Отечественной войне и лепили.

– А ваш сын?

– Сын обучался игре на баяне, окончил музыкальную школу. Рисовать не хочет, хотя задатки есть. Когда в средних классах учился, композиционные решения очень хорошо получались. Пришлось ему пятерки ставить по рисованию. Преподавал я тогда в башкирской гимназии.

– Художественную школу окончили?

– Да, тогда начал активно развиваться БелЗАН, который до сих пор изготавливает крепежные детали АвтоВАЗу и концерну КАМАЗ. Город рос, и мы переехали в новую пятиэтажку, а в ней располагалась Белебеевская художественная школа. Отец знал там всех художников и отправил меня сразу в первый класс, а не в подготовительный.

В первый же день меня встретила Софья Аппельганц, о которой до сих пор храню самые теплые воспоминания как об отличном профессионале и мощном преподавателе академической школы, имевшей глубокие познания в истории культуры и искусства. Сейчас она живет в Германии. Там вообще сильные учителя были – директор школы Николай Данилович Кубышкин, Юлий Борисович Байков. Старая советская школа.

Потом я поступил в Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, получил специальность техника-механика. После окончания техникума продолжил обучение в Башкирском государственном аграрном университете по специальности «инженер лесного и садово-паркового хозяйства». Сейчас таких специалистов выпускает кафедра лесоводства и ландшафтного дизайна факультета агротехнологий и лесного хозяйства. А в 2017 году дистанционно окончил Бирский филиал БГУ по специальности «преподаватель, учитель ИЗО».

Сейчас работаю заведующим Художественной галереи МБУК «Историко-краеведческий музей» муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан. Помимо этого, руковожу народным коллективом клуба самодеятельных художников «Родник», где есть также и профессионалы.

«Заходи», Альберт Хабибуллин, 2016, холст, масло, 50х60

«Заходи», Альберт Хабибуллин, 2016, холст, масло, 50х60

–Вы не боитесь сложных тем в своих картинах. Жизненный опыт сказывается?

– И жизнь, и книги. Жизнь сводила с самыми разными людьми: от рабочих до высших чиновников. Меня учили анализировать, делать анализ происходящего.

– Где учили?

– В Башкирском государственном аграрном университете. И не только.

У меня всегда были очень хорошие учителя. В их числе – ныне покойный Виталий Федорович Никитин, преподававший в Шолоховском университете в Инорсе (Уфимский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова в Уфе). Он приезжал несколько раз в нашу галерею, давал мастер-классы. Считаю его умнейшим российским теоретиком в области изобразительного искусства. Буквально за неделю до его смерти у нас была отчетная выставка в «Ужаде», которую Виталий Федорович успел посетить.

– У вас очень умные, метафоричные работы. Какую технику вы можете назвать самой любимой? Масло?

– Стараюсь вообще на одной технике не зацикливаться. У меня есть, например, инсталляции из металла. Сварочным аппаратом такие фигуры делал. Показывал Василю Ханнанову, ему понравились. А он врать не будет. Скульптуру стараюсь не бросать. Есть у меня несколько небольших по размеру работ, одна посвящена Дворнику. Графику пробую. Да и в масляной живописи тоже применяю разные стили. Работаю не только с пейзажем, хотя это мое направление основное. Вот эти старые заброшенные дома, покосившиеся заборы… Интересно. Нравится мне дух этот деревенский. Может, оттого, что в деревне детство прошло.

«Свитер Пита Мондриана», Альберт Хабибуллин, 2016, холст, масло

«Свитер Пита Мондриана», Альберт Хабибуллин, 2016, холст, масло

Недавно «наив» попробовал, несколько моих работ прошло на республиканскую выставку, которую организует галерея «Урал». Как ни странно, «наив» – очень тяжелое, сложное направление, потому что его проще писать человеку, не обремененному образованием.

Мне в «наиве» интересны композиционное решение и сам смысл работы, а на ошибки стиля в цветовой гамме, в тоне я уже не обращаю внимания. Для меня главное – смысл, который я хочу донести до зрителя в этой работе. Можно придираться к цветовому решению картины, зацикливаться на этом, а смысл – ускользнет. Преподаватели этим особенно грешат. Я хочу показать то, что хочу показать, а не то, что потом просто признают грамотно написанным. Когда с головой уходишь в смыслы, можешь сделать ошибки в цвете. Но для меня основное – «родить» эту картину надо.

То, что сделал для персональной выставки «Башкортостан в зеркале истории», вообще ни в какие каноны не укладывается. Никто этот стиль не может определить. Корни видят, говорят, что сочетает черты многих «артов».

– Как процесс рождения картины происходит именно у вас?

– У меня вот бывает так – внезапно приходит в голову мысль, часто даже во сне. Естественно, не будешь вставать ночью, чтобы эскиз сделать. Просто пишешь набор слов – «небо, вода, танк», к примеру.

– Какие книги вас вдохновляют?

– В последнее время ничего особо серьёзного не читал, вот Бориса Акунина всего прочел, кроме «Пелагеи». Мне интересно читать об изобразительном искусстве – история, направления живописи, модернизм, абстракционизм, Энди Уорхол, Том Вессельман, наш Эрик Булатов. Стараюсь при любой возможности учиться у маститых художников.

Надо учитывать, что сам я относительно недавно стал заниматься живописью профессионально, года с 2012-го, когда пришел в художественную галерею. Не знаю, как все дальше сложится, но много интересных проектов уже запланировано на 2018 год, и в первую очередь – дальнейшее проведение арт-пленэров.

В прошлом году провели цикл пленэров в Белебеевском районе. Художники приезжают из самых разных городов России – Елабуги, Уфы, Екатеринбурга, Самары. В 2016 году из Казахстана приезжали. Начали с литературного цикла. В село Слакбаш, связанное с творчеством Константина Иванова, в конце мая 2016 года выехали. В 2017 году артпленэр организовали в селе Усень-Ивановское, где отдыхала со своим женихом Марина Цветаева. В следующем году проводим его в селе Надеждино, где прошли детские годы Сергея Тимофеевича Аксакова.

– Цель пленэров в чем состоит? Это просто площадка для общения творческих людей?

– Пропаганда изобразительного искусства. Обмен опытом и развитие сотрудничества в данной области.

– И литературы?

– И литературы. Это надо видеть: мы для местных жителей как космонавты были! Радовались они, глядя на картины: кто-то свой дом узнавал, кто-то места знакомые. Как дети малые, бабульки особенно! Интересно было наблюдать.

– Как вообще сама идея зародилась в Башкирии этих вот арт-пленэров?

«Время», Альберт Хабибуллин, 2016, холст, масло, 50х60

«Время», Альберт Хабибуллин, 2016, холст, масло, 50х60

– Хотел разнообразить культурную жизнь муниципального района. Показать удивительную красоту нашего края в работах профессиональных художников. На следующий год, к 70-летию города Салавата, совместно с Салаватской картинной галереей планируем организовать выставку с видами города, часть работ после окончания которой передать в дар муниципалитету. Такие мероприятия как раз помогут развитию изобразительного искусства в малых городах. Одно поколение придет, другое уйдет. Молодые гордиться будут, что работы таких художников остались на их родине. Так что приглашаем всех художников поучаствовать в данном проекте.

– Что вы думаете о проекте «Любимые художники Башкирии»?

– Пришел тот момент, который Наиль Махмутов вовремя поймал. Я бы, наверное, при жизни ему памятник поставил. Этим проектом Наиль хочет, как я полагаю, изменить сложившееся стереотипное и не очень лестное отношение к художникам в целом.

Надо ещё учитывать, что кто-то из художников скромен, в себе сомневается, а кто-то – наоборот. В Уфе проще – художники встретились, переговорили между собой, обсудили что-либо. В провинциальных городах по-другому, тяжелее в плане профессионального общения. Я уже не говорю про сельские районы, где, если повезет, один художник на несколько сел. И он крутится в этой своей «каше», крутится, кроме собственных картин ничего не видит. Учиться ему не у кого, подсказать некому, и у него уже складывается мнение, что он великий такой… Потом удивляется замечаниям, когда выставляется в Уфе.

Так что данный проект может изменить ситуацию к лучшему.

Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 257-261

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #АльбертХабибуллин
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие