Художник Альберт Хабибуллин
Художник Альберт Фагимович Хабибуллин – заведующий Художественной галереей МБУК «Историко-краеведческий музей» муниципального Белебеевского района Республики Башкортостан, руководитель народного коллектива клуба самодеятельных художников «Родник». Член Творческого Союза художников Республики Башкортостан и России, председатель западного отделения Творческого Союза художников РБ и России. Участник российских и международных выставок. Организатор и участник АРТ-пленэра «Серебряный родник» (с. Слакбаш, Белебевский район, 2016 г.), АРТ-пленэра «Серебряный родник» (с. Усень-Ивановское, Белебеевский район, 2017 г.), АРТ-пленэра «Цветаевский костер» (2017 г.); участник АРТ-пленэра «АРТ-путь» (санаторий «Зеленая роща», г. Уфа, 2016 г.), АРТ-пленэра в г. Ишимбае (2017 г.). Работы находятся во многих городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Тегеране (Иран), Уфе, Сыктывкаре, Краснодаре, Набережных Челнах, Владивостоке, Елабуге, Стерлитамаке.
– Альберт, скажите, когда и где вы родились?
– Родился я, как и многие, в СССР. Если точнее, то в Гузарском районе Узбекской АССР, в поселке нефтяников, который назывался Нефтеразведка. 29 мая 1969 года.
Родители туда уехали молодыми. Потом, когда мне ещё трех лет не было, они вернулись обратно в Башкирию. У меня отец и мать – из многодетных семей. Считалось, что отец, как самый младший, должен был приехать за бабушкой смотреть, поскольку все братья к тому времени разъехались. В Белебее первое время мы жили в общежитии, потом в бараке, и, уже когда я учился в начальных классах, нам дали двухкомнатную квартиру.
– В вашей семье кроме вас ещё кто-то рисовал?
– Отец у меня художником-оформителем служил в армии в Казахстане, в районе Иссык-Куля, потом, уже в Гузаре, работал в Доме культуры. Он там и киномехаником был, и художником, и ещё кем-то.
– Получается, способности от папы передались?
– Скорее всего. Когда мы переехали в Белебей, в начале 70-х, отец устроился в ПМК, в трест ШНС (Шкаповнефтестрой), который тогда был крупнейшей строительной организацией. Трест и Салават строил, и Кандры, и Октябрьский. Везде они работали. Помню, у них было подвальное помещение, там же, где и красный уголок. Хорошо помнятся устойчивый запах бензина, ведра с кисточками, всё – в красках, плакатах.
Город ещё не успел разрастись, инфраструктура оставляла желать лучшего, развлекаться было негде. Вот я и бегал к отцу в мастерскую, в подвал. Тогда как было? Или ты рисуешь, или музыкой занимаешься. Выраженных музыкальных способностей у меня не обнаружилось, да меня и не тянуло особо в эту область, хотя музыкальная школа располагалась в соседнем бараке. Я рисовал, а отец смотрел, что получается. Потом лепкой сильно увлекся, и снова первым моим учителем стал отец. Рассказывал, например, как того же лебедя слепить. Тогда и игрушки-то были в дефиците, особенно в провинциальных городах.
Лепили солдатиков из пластилина вместе с двоюродным братом. Смотрели фильмы о Гражданской и Великой Отечественной войне и лепили.
– А ваш сын?
– Сын обучался игре на баяне, окончил музыкальную школу. Рисовать не хочет, хотя задатки есть. Когда в средних классах учился, композиционные решения очень хорошо получались. Пришлось ему пятерки ставить по рисованию. Преподавал я тогда в башкирской гимназии.
– Художественную школу окончили?
– Да, тогда начал активно развиваться БелЗАН, который до сих пор изготавливает крепежные детали АвтоВАЗу и концерну КАМАЗ. Город рос, и мы переехали в новую пятиэтажку, а в ней располагалась Белебеевская художественная школа. Отец знал там всех художников и отправил меня сразу в первый класс, а не в подготовительный.
В первый же день меня встретила Софья Аппельганц, о которой до сих пор храню самые теплые воспоминания как об отличном профессионале и мощном преподавателе академической школы, имевшей глубокие познания в истории культуры и искусства. Сейчас она живет в Германии. Там вообще сильные учителя были – директор школы Николай Данилович Кубышкин, Юлий Борисович Байков. Старая советская школа.
Потом я поступил в Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, получил специальность техника-механика. После окончания техникума продолжил обучение в Башкирском государственном аграрном университете по специальности «инженер лесного и садово-паркового хозяйства». Сейчас таких специалистов выпускает кафедра лесоводства и ландшафтного дизайна факультета агротехнологий и лесного хозяйства. А в 2017 году дистанционно окончил Бирский филиал БГУ по специальности «преподаватель, учитель ИЗО».
Сейчас работаю заведующим Художественной галереи МБУК «Историко-краеведческий музей» муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан. Помимо этого, руковожу народным коллективом клуба самодеятельных художников «Родник», где есть также и профессионалы.
–Вы не боитесь сложных тем в своих картинах. Жизненный опыт сказывается?
– И жизнь, и книги. Жизнь сводила с самыми разными людьми: от рабочих до высших чиновников. Меня учили анализировать, делать анализ происходящего.
– Где учили?
– В Башкирском государственном аграрном университете. И не только.
У меня всегда были очень хорошие учителя. В их числе – ныне покойный Виталий Федорович Никитин, преподававший в Шолоховском университете в Инорсе (Уфимский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова в Уфе). Он приезжал несколько раз в нашу галерею, давал мастер-классы. Считаю его умнейшим российским теоретиком в области изобразительного искусства. Буквально за неделю до его смерти у нас была отчетная выставка в «Ужаде», которую Виталий Федорович успел посетить.
– У вас очень умные, метафоричные работы. Какую технику вы можете назвать самой любимой? Масло?
– Стараюсь вообще на одной технике не зацикливаться. У меня есть, например, инсталляции из металла. Сварочным аппаратом такие фигуры делал. Показывал Василю Ханнанову, ему понравились. А он врать не будет. Скульптуру стараюсь не бросать. Есть у меня несколько небольших по размеру работ, одна посвящена Дворнику. Графику пробую. Да и в масляной живописи тоже применяю разные стили. Работаю не только с пейзажем, хотя это мое направление основное. Вот эти старые заброшенные дома, покосившиеся заборы… Интересно. Нравится мне дух этот деревенский. Может, оттого, что в деревне детство прошло.
Недавно «наив» попробовал, несколько моих работ прошло на республиканскую выставку, которую организует галерея «Урал». Как ни странно, «наив» – очень тяжелое, сложное направление, потому что его проще писать человеку, не обремененному образованием.
Мне в «наиве» интересны композиционное решение и сам смысл работы, а на ошибки стиля в цветовой гамме, в тоне я уже не обращаю внимания. Для меня главное – смысл, который я хочу донести до зрителя в этой работе. Можно придираться к цветовому решению картины, зацикливаться на этом, а смысл – ускользнет. Преподаватели этим особенно грешат. Я хочу показать то, что хочу показать, а не то, что потом просто признают грамотно написанным. Когда с головой уходишь в смыслы, можешь сделать ошибки в цвете. Но для меня основное – «родить» эту картину надо.
То, что сделал для персональной выставки «Башкортостан в зеркале истории», вообще ни в какие каноны не укладывается. Никто этот стиль не может определить. Корни видят, говорят, что сочетает черты многих «артов».
– Как процесс рождения картины происходит именно у вас?
– У меня вот бывает так – внезапно приходит в голову мысль, часто даже во сне. Естественно, не будешь вставать ночью, чтобы эскиз сделать. Просто пишешь набор слов – «небо, вода, танк», к примеру.
– Какие книги вас вдохновляют?
– В последнее время ничего особо серьёзного не читал, вот Бориса Акунина всего прочел, кроме «Пелагеи». Мне интересно читать об изобразительном искусстве – история, направления живописи, модернизм, абстракционизм, Энди Уорхол, Том Вессельман, наш Эрик Булатов. Стараюсь при любой возможности учиться у маститых художников.
Надо учитывать, что сам я относительно недавно стал заниматься живописью профессионально, года с 2012-го, когда пришел в художественную галерею. Не знаю, как все дальше сложится, но много интересных проектов уже запланировано на 2018 год, и в первую очередь – дальнейшее проведение арт-пленэров.
В прошлом году провели цикл пленэров в Белебеевском районе. Художники приезжают из самых разных городов России – Елабуги, Уфы, Екатеринбурга, Самары. В 2016 году из Казахстана приезжали. Начали с литературного цикла. В село Слакбаш, связанное с творчеством Константина Иванова, в конце мая 2016 года выехали. В 2017 году артпленэр организовали в селе Усень-Ивановское, где отдыхала со своим женихом Марина Цветаева. В следующем году проводим его в селе Надеждино, где прошли детские годы Сергея Тимофеевича Аксакова.
– Цель пленэров в чем состоит? Это просто площадка для общения творческих людей?
– Пропаганда изобразительного искусства. Обмен опытом и развитие сотрудничества в данной области.
– И литературы?
– И литературы. Это надо видеть: мы для местных жителей как космонавты были! Радовались они, глядя на картины: кто-то свой дом узнавал, кто-то места знакомые. Как дети малые, бабульки особенно! Интересно было наблюдать.
– Как вообще сама идея зародилась в Башкирии этих вот арт-пленэров?
– Хотел разнообразить культурную жизнь муниципального района. Показать удивительную красоту нашего края в работах профессиональных художников. На следующий год, к 70-летию города Салавата, совместно с Салаватской картинной галереей планируем организовать выставку с видами города, часть работ после окончания которой передать в дар муниципалитету. Такие мероприятия как раз помогут развитию изобразительного искусства в малых городах. Одно поколение придет, другое уйдет. Молодые гордиться будут, что работы таких художников остались на их родине. Так что приглашаем всех художников поучаствовать в данном проекте.
– Что вы думаете о проекте «Любимые художники Башкирии»?
– Пришел тот момент, который Наиль Махмутов вовремя поймал. Я бы, наверное, при жизни ему памятник поставил. Этим проектом Наиль хочет, как я полагаю, изменить сложившееся стереотипное и не очень лестное отношение к художникам в целом.
Надо ещё учитывать, что кто-то из художников скромен, в себе сомневается, а кто-то – наоборот. В Уфе проще – художники встретились, переговорили между собой, обсудили что-либо. В провинциальных городах по-другому, тяжелее в плане профессионального общения. Я уже не говорю про сельские районы, где, если повезет, один художник на несколько сел. И он крутится в этой своей «каше», крутится, кроме собственных картин ничего не видит. Учиться ему не у кого, подсказать некому, и у него уже складывается мнение, что он великий такой… Потом удивляется замечаниям, когда выставляется в Уфе.
Так что данный проект может изменить ситуацию к лучшему.
Текст: Елена Синицына
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 257-261
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #АльбертХабибуллин
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!