Художик Айрат Терегулов
Айрат Рауфович Терегулов – художник-график, член Союза художников СССР (России) с 1991 г., заслуженный художник РБ (2004 г.) и РФ (2014 г.). Директор Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
– Айрат Рауфович, расскажите, когда и где вы родились.
– Родился в Уфе 30 октября 1957 года в семье служащих. Мама работала директором централизованной системы детских библиотек, отец – поездным диспетчером в управлении Куйбышевской железной дороги. Начинал он станционным смотрителем на станции «Благовар», потом учился, со временем перебрался в Уфу.
– Как вы стали художником?
– Я бы сказал, случайно. Рисовал, конечно, как все пацаны, – сначала танки, космонавтов, потом «хиппарей» в клешах, музыкантов, хоккеистов. Что увлекало, то и рисовал карандашом, акварелью. Как бы это странно ни звучало, но профессиональные краски и кисти я первый раз увидел в 1975 году в армейской «учебке» под Оренбургом в богом забытом городке Бузулуке. Судьба свела меня с полковым художником Олегом Астратовым, который получил образование в Оренбургском художественном училище и жил теми же интересами, что и я. Началось общение у него в мастерской, а там – этюдник, краски…
– Вы в армии оказались после того, как приняли решение уйти из нефтяного института. Почему? И что было дальше?
– После окончания средней школы № 44 я поступил в Уфимский нефтяной институт, но быстро понял, что трубопроводы – это совсем не моё. Затем – армия. После того, как я полгода отучился в Бузулуке на командира орудия 122-миллиметровых гаубиц, нас отправили служить в ГДР в Группу советских войск в Германии (ГСВГ). Там сдружился с полковыми художниками и музыкантами. Интересно, что в ГДР тогда уже были несмывающиеся краски на водной основе, которые сегодня мы знаем как акрил. Играл в клубе, как тогда называлось, в вокально-инструментальном ансамбле, на всех инструментах, ведь я окончил Первую музыкальную школу им. Наримана Сабитова по классу скрипки у замечательного человека, Михаила Ефимовича Швайштейна. Сразу после армии пошел работать художником-оформителем на 40-й завод (УПЗ). Очень скоро мы с заводскими ребятами создали бригаду и перешли в «Башторгрекламу». Там мы занимались оформлением интерьеров магазинов – как в Уфе, так и по всей республике. Сейчас с удовольствием вспоминаю то время. Там я подружился с Володей Дворником, который впоследствии делал графику для ДДТ и живет сейчас в Питере. Последний наш совместный объект – магазин «Сувениры» на улице Ленина.
– И в институт всё-таки поступили?
– В 1980 году я поступил на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института (в институте искусств в тот год приема не было) и благополучно его окончил в 1985 году с красным дипломом.
Начиная с 1981 года, участвовал в профессиональных выставках. Диплом делал по графике в технике «резерваж». Хотя, во время обучения, меня и скульптура очень привлекала, к которой, по мнению Николая Александровича Калинушкина, у меня были природные способности. После окончания худграфа год преподавал рисунок и композицию в Республиканской художественной гимназии-интернате им. Касима Девлеткильдеева. Там была железная дисциплина – дети ходили по струнке. Я пытался их растормошить, дать свободы. В результате, как и следовало ожидать, они чуть ли не по потолку бегали у меня на занятиях.
– Как время повлияло на ваши работы?
– Меняется лишь внешняя сторона, но суть остается. Я думаю, что нашел себя как художник где-то к концу 1980-х в серии «Мужские игры». Потом были увлечение абстракцией и возврат к реализму. Но после абстрактного фигуративное стало уже несколько другим, не таким нравоучительным, без излишней прямолинейности. Абстрактное стало источником более формального отношения, переместив акценты со «что» на «как». Дидактики в работах стало меньше.
– Как директором музея стали?
– Если коротко, то – предложили. Согласился.
– Не мешает административная работа творческой?
– Это две абсолютно разные сферы деятельности. Конечно, ощущается резкий дефицит времени на творчество. К сожалению, в наших головах нет тумблера, способного переключать мгновенно деятельность полушарий.
– Какой путь выбрала ваша дочь? Ее выбор был самостоятельным?
– Конечно, самостоятельным. Она финансист-юрист. Очень серьезная профессия.
– Ваши работы узнаваемы мгновенно. Что, на ваш взгляд, в них привлекает зрителя?
– Да, я надеюсь на то, что нашел свой почерк. Привлекать в моих работах могут энергетика, экспрессия. Они не делались для того, чтобы услаждать зрение и душу. Может быть, поэтому их больше в музейных коллекциях, чем в частных собраниях.
– Каковы источники вашего вдохновения?
– Мы все живем в этом мире здесь и сейчас. Общение с людьми, книгами, разные события жизни – все это заставляет переживать и опосредованно реагировать. Пока не возьмешь в руки карандаш, кисть или любой другой предмет, который оставляет следы на поверхности холста, вдохновение не снизойдет.
Текст: Елена Синицына,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 152-155
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #АйратТерегулов
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!