Художник Айрат Баймухаметов (1958–2015 гг.)

Художник Айрат Баймухаметов (1958–2015 гг.)

«К чему дорога, если она не приводит к храму…»

(из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»)

«Все настоящее – мгновение вечности.»

Марк Аврелий

Посмотреть работы художника

Айрат Габитович Баймухаметов – башкирский художник, живописец, педагог – родился в октябре 1958 года в Уфе. Окончил Детскую художественную школу № 2, Уфимское училище искусств (художественное отделение) в 1986 году, Башкирский государственный педагогический институт (художественно-графический факультет) в 1990 году.

Член Союза художников России с 2015 года, член Творческого союза Международной федерации художников ЮНЕСКО с 2005 года.

С 2000 по 2015 годы преподавал рисунок, живопись, композицию в Детской художественной школе № 2, в Уфимской детской школе искусств.

С 1989 года – экспонент республиканских, зональных, региональных, межрегиональных, всероссийских, зарубежных, международных выставок, в том числе пятнадцати персональных.

1994 год – выставка художников Республики Башкортостан в залах Академии художеств России (Москва); 1995 год – республиканская выставка «Башкирские художники», посвящённая I Всемирному Курултаю башкир (Уфа); 1998 год – персональная выставка «Айрат Баймухаметов. Живопись» (Уфа); 2011 год – XI региональная художественная выставка «Большая Волга – Искусство республик Поволжья» (Саранск, Мордовия); 2012 год – международная художественная выставка башкирских художников (Италия); 2013 год – персональная юбилейная выставка, посвящённая 55-летию со дня рождения художника, «Башкирские пасторали» (Уфа); 2018 год – персональная юбилейная выставка, посвящённая 60-летию со дня рождения художника, «Любовь. Гармония. Философия» (Уфа); персональная юбилейная выставка, посвящённая 60-летию со дня рождения художника, «Любовь – гармония эмоционального и философского в картинах Айрата Баймухаметова» и 100-летию образования РБ (Уфа); всероссийская выставка-конкурс художественных работ к 100-летию образования РБ ( Уфа).

А.Г. Баймухаметов награждён дипломами «За вклад в Отечественную культуру» (Москва, 2009, 2010 годы); Почётной грамотой Управления по культуре и искусству Администрации городского округа г. Уфа РБ «За многолетний, добросовестный труд, большой вклад в развитие художественного, эстетического воспитания подрастающего поколения».

Лауреат всероссийских и международных выставок. Автор более 300 картин. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

«Настроение пространства», Айрат Баймухаметов (годы жизни 1958-2015), 2000, холст, масло

Айрат Габитович Баймухаметов был «очень разным» художником. Он почти никогда не повторялся. Его картины то по-лубочному статичны, то взрываются экспрессией цвета. Художник то погружается в созерцание, то пишет на эмоциональном пределе. Кажется, что идеи, овладевая им, сами диктовали ему цветовое и пластическое решение. Он не замыкался в рамках какого-либо жанра или техники. Айрат Баймухаметов писал и портреты, и пейзажи, и жанровые сцены, и абстрактные композиции… В собрании его работ есть графика (линогравюры, монотипии, акварели), но любимой его техникой всегда была живопись. Холст, масло. Именно в этой технике его талант раскрылся наиболее ярко, а творческая мысль обрела подлинную глубину.

Огромное влияние на становление и развитие творчества Айрата Баймухаметова оказали знакомство и дружба с выдающимся башкирским художником Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным.

Айрат Габитович был прирождённым художником. Он моментально улавливал состояние и воплощал его на холсте. В картине «Черемуха цветёт» запечатлён весенний городской мотив, момент, когда на город накатывает пена черёмухового прибоя. Холст «Осень» горит кадмием желтым, положенным плотными мазками. Передний план решен энергичными контрастными мазками, благодаря чему возникает пылающее пространство.

Автор не всегда прост для прочтения. В работе «Концепция» в сумраке подземной галереи свой загадочный танец исполняют сталактиты и сталагмиты. Сквозь расщелины в скале в галерею проникают вспышки сапфирового цвета, выхватывая из тьмы драгоценное сияние пещеры. Говорят, сталактиты и сталагмиты растут навстречу друг другу. Быть может, идея картины «Концепция» заключается именно во встречном движении. Работа «Настроение пространства», которая поначалу кажется абстрактной, на деле оказывается академической постановкой. Сложная по цвету тень располосована лучами задорного цвета, и в таинственном сумраке начинают угадываться предметы – гипсовая голова, драпировка.

«Черемуха цветет», Айрат Баймухаметов (годы жизни 1958-2015), 2013, холст, масло

Небо и земля. Мужчина и женщина. Жизнь и смерть. День и ночь. Свет и тьма. Светлое начало и темное. Почему всего стало по паре? Да просто одного было недостаточно. В какой-то момент стало ясно, что только когда две части сливаются воедино, рождается что-то новое; что ценность одного проявляется, когда есть противоположная ценность, и от того, что есть обе ценности, рождается смысл.

Нацуо Кирино («Хроники богини»)

Тень, свет, форма – из этого вещества соткано пространство, а если добавить к свету солнечного тепла, то появляется настроение – пронзительная радость. Все пространство начинает светиться и мерцать. Эти состояния настигают нас редко, но счастливым они выпадают чаще. Айрат как раз и был тем счастливчиком: ведь талант – это и есть счастье, которым мастера делятся с нами. И глаза, и руки у них особые, и память…

«Работы Айрата Габитовича, человека необычайной душевной красоты, – удивительно трогательные и пронзительные. Они никогда не перестанут волновать нас, сколько бы поколений ни прошло – это вечно» (Нина Александровна Жиленко, искусствовед).

«Борон борон заманда…», Айрат Баймухаметов (годы жизни 1958-2015), 2010, холст, масло

Песня сэсэна протяжна, как башкирская даль. «Борон борон заманда…» – эти слова летят над степью, бережно огибая холмы. Так начинается легенда длиною в жизнь. Это рассказ о любви, о мужчине и женщине, о ребенке, по-подростковому нескладной пока девочке, о серебристой речке и бескрайнем просторе. Подобно тому, как ноты сливаются в протяжную песнь курая, так и дни складываются в жизнь, а картины в серию: работы «Атайсал», «Семья», «Возвращение любви», «Счастье» – всё это – живописное бытописание. Исследование все той же темы – человеческого счастья и любви.

«Счастье», Айрат Баймухаметов (годы жизни 1958-2015), 2002, холст, масло

«Счастье», Айрат Баймухаметов (годы жизни 1958-2015), 2002, холст, масло

В работе «Уфимский дворик» запечатлён уголок городского двора… Уходящая натура: утлый домик, подпираемый современными высотками. На фоне новостройки старый дом кажется крошечным. Эта перспектива создаёт причудливую игру пространства. Игру, больше похожую на пророчество.

«В художнике исток творения. В творении исток художника. Нет одного без другого.»

Мартин Хайдеггер

«Художник находится в особенно интимном общении с душою мира, он – любимое детище Матери-Земли и платит ей ответной влюбленностью…»

Сергей Николаевич Булгаков

Стилистический поиск Айрата Баймухаметова шел параллельно с духовным. Неслучайно в последних своих работах он особенно сосредоточен, словно во время молитвы. Белый-белый снег… Заснеженная дорога от ворот ведёт к фасаду мечети, тоже белому… Сотни оттенков белого! Кажется невероятным, что этот цвет может быть таким разным. Торжественность симметричной композиции и сложность цветовой гаммы рождают ощущение чистоты и величия. «Первая уфимская соборная мечеть» – один из самых гармоничных и величественных архитектурных памятников исконной Уфы, хранящей по сей день дух и генетический код города. Зелёный шпиль, словно указующий перст, направлен в небо, предчувствующее грядущую оттепель.

«Возвращение любви», Айрат Баймухаметов (годы жизни 1958-2015), 2007, холст, масло

«Возвращение любви», Айрат Баймухаметов (годы жизни 1958-2015), 2007, холст, масло

В триптихе «Посвящение» художник, увлеченный поиском магического цвета, решает, казалось бы, сугубо формальные задачи, но божественная тематика являет себя в таинственном мерцании холста, в строгом ритме движения астральных тел: то ли теней, то ли упокоившихся душ.

Путь Айрата Баймухаметова к Богу был непростым и долгим, но он прошёл его и сегодня, как и прежде, дарит свою любовь зрителю.

Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки», стр. 131-134

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #АйратБаймухаметов #Художники #Живопись

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие