Художник Ринат Миннебаев об экологическом сознании, городах-болячках и памятнике Урал-батыру

"Независимая уральская газета" о художнике Ринате Миннебаеве

«Proural» побывал в творческой мастерской Рината Миннебаева, работающего сейчас над эскизом памятника герою известного эпоса. Наше знакомство с заслуженным художником Башкирии началось с чашечки горячего черного чая и удивительно вкусного смородинового варенья. Активный участник разного рода экспедиций и поездок, Ринат признался, что даже смородина у него самая, что ни на есть, экологически чистая, — собрана в Архангельском районе республики.

— Сахара нет, есть варенье, которое делал сам. Вроде еще не прокисло. При варке стараюсь класть поменьше сахара, побольше ягод, и уже готовое держу только в холодильнике, — откупоривая банку с вареньем, пояснил художник.

Высокие потолки мастерской, расположенной под крышей 12-этажного дома в самом сердце уфимских каменных джунглей, казалось не могут помешать художнику быть единым целым с небом. Из окон открывается чудесный вид с высоты на еще не тронутые человеком зеленые городские зеленые насаждения. И большое количество работ и книг — такой мы увидели мастерскую Рината Миннебаева — активного пропагандиста экологического сознания, человека, любящего природу особенной, отеческой, любовью. Один из самых известных проектов мастера — серия работ, объединения под названием «Геоглифы», — ставшая одним из проявлений своего рода его экологического манифеста. На бумаге ручного литья, когда к бумажной основе добавляются натуральные красители, художник изобразил древние и современные города такими, какими они смотрятся со спутников — серыми разрастающимися болячками на зеленом «теле» планеты.

— Само понятие «геоглифы» означает знаки на поверхности земли. В данном случае это города, как древние, так и современные — Токио, Пекин, Нью-Йорк,Москва, Санкт-Петербург и, конечно же, Уфа, — рассказывает художник. — Когда я работал над геоглифами, мне приходилось исследовать по интерактивным спутниковым картам города мира. Допустим, тот же Пекин. При масштабировании этого города я вижу, что он представляет собой большую серую болячку на зеленом «теле». У меня даже есть проект, в работах которого я изобразил человечество в форме каких-то бактерий, которые пожирают что-либо. В Уфе разрастается стройка, то здесь, то там вырубается лес. А если двинуться чуть дальше, в лес, там же просто покрыто слоем мусора. Везде, где появляется человек, уничтожается природа, меняется ландшафт. Городская цивилизация мне кажется тупиковой. Когда мы попадаем в ту же Москву, нас подавляет тяжелое состояние такого «винтика». Ужасно. В этом мегаполисе как будто исчезает собственная значимость. Я не против городов. Просто необходимо каким-то образом менять наше мышление на более «зеленое».

— И как же его поменять?
— Понятно, что многое здесь зависит от уровня культуры человека. Можно также штрафовать. Увы, чем красивее место, тем сильнее оно будет в конечном итоге загажено. Когда едешь весной по дороге в Сим, то подъезжая к городу замечаешь место, которое до горизонта завалено мусором. Там нет стационарных стоянок, проезжающие мимо люди загрязняют.
— Что через свои работы хотите донести до людей?
— У меня нет такой гиперзадачи. Это просто собственное мировосприятие.

— Над чем работаете сейчас?
— Сейчас я тружусь над проектом под названием «Background», который представляет собой такую археологию будущего. Например, хочу представить, что будет с Уфой и не исчезнет ли она через этак 10 тысяч лет.

— Насколько нам известно, вы работаете над еще одним пилотным проектом — эскизом памятника герою башкирского эпоса Урал-батыру. На какой стадии сейчас проект?
— Сейчас дорабатываю эскиз памятника. Разработанное по нему портфолио уже передано в администрацию города на утверждение. Предполагается, что памятник должен быть установлен на въезде в город со стороны Затона, перед началом двух мостов через реку Белую. Двигаясь в этом направлении, можно заметить удачное для его размещения место — «пятачок» размером с половины футбольное поле. Там можно поставить памятник «Урал-батыру», идея мне показалась интересной. Это же такой персонаж, который имеет большое значение для мирового мифологического творчества. Его высота ориентировочно будет метров 6-8, иначе не будет восприниматься. Это же мега-человечище, который освободил людей. Хотелось бы еще, чтобы он был выполнен из хорошего материала. Есть такой материал, как «кортен» — толстая сталь, которая покрывается патиной (налетом. — прим. редакции) медного цвета и больше уже не коррозирует. В Европе очень много памятников, сделанных из этого материала — очень модного, эффектного, абсолютно не требующего дальнейшего ухода.

— Насколько Уфе нужны такие объекты?
— Ну мы же позиционируем себя как культурный город. Что у нас есть кроме памятника Салавату Юлаеву? Тем более, что сейчас такая «эпопея» продолжается с этими городскими скульптурами. Какой же хороший проект сделали мирасовцы — ArtTerria. В городе же поставлены эти скульптуры — красивый и законченный проект.

— Каковы творческие планы?
— Большие. В марте будет выставка, вместе с друзьями мы организуем ее каждые четыре года. Кроме того, один из тех проектов, над которым я сейчас работаю, — «Background» — и который мне кажется наиболее интересным из всего того, что я сделал. Хотя, возможно, о нем пока рано говорить. Зато идея такая красивая. Там будут разные города и объекты, которые легко узнаются.

Источник: «Независимая уральская газета»
автор: Анастасия Демина
фото: Рустем Гайсин

Посмотреть работы Рината Миннебаева можно в галерее нашего проекта.

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии

2018-01-09T21:18:55+00:0009 января 2018|Categories: СМИ о художниках|