«Земное и небесное»: выставка памяти художника Алексея Нурмухаметова (1952-2019) в Национальной библиотеке Республики Башкортостан

29 мая 2024 года во втором корпусе Национальной библиотеки им. А.З. Валиди (Доме купца Ф. Чижова) открылась первая персональная выставка «Земное и небесное» уфимского живописца Алексея Нурмухаметова.

Вечер Памяти и презентацию выставки Алексея Нурмухаметова посетили видные художники Башкортостана, которые отметили большую культурную значимость данного события и поблагодарили организаторов выставки – дочь Алексея Рашидовича Анастасию Нурмухаметову и художника, члена ТСХ РБ Римму Васильеву.

Алексей Нурмухаметов родился 19 мая 1952 года в Уфе в семье народного художника РСФСР Рашида Нурмухаметова и актрисы Ираиды Чунтоновой. Выросший в творческой среде, он с детства проявлял интерес к живописи. После окончания средней школы поступил в Уфимское училище искусств, а затем продолжил обучение на художественном отделении Уфимского государственного института искусств. В 1980 году вступил в Союз художников СССР, некоторое время преподавал живопись в родном университете. В 1990-х гг. принимал участие в восстановлении Уфимского кафедрального собора Рождества Богородицы, где в советское время располагался кинотеатр «Йондоз». На центральном иконостасе собора его рукой расписаны медальоны и крест. С 2006 года Алексей Рашидович посвятил себя иконописи, работая при Уфимском Крестовоздвиженском храме. Член Союза художников СССР (РФ), а также Регионального отделения Творческого союза художников России в Республике Башкортостан. Художник скоропостижно умер 14 мая 2019 года.

Риф Абдуллин, живописец, заслуженный художник России и Республики Башкортостан

Алексей, мне кажется, смотрел на свое через призму ответственности перед громким именем отца. Отсюда его придирчивое отношение к тому, что он делал. И в поступках и творчестве был очень требователен к себе. Писал подолгу, иногда годами, свой небольшой холст. Слой за слоем, лессировками, добиваясь глубины цвета и тона. В его работах нет лихости мазка, эпатажной техники. Перед его работами мы сразу проникаем в суть его, автора, состояние, его духовный мотив, предчувствие заката не только уходящего дня.

Амир Мазитов, заслуженный художник России и Республики Башкортостан, декан факультета изобразительных искусств УГИИ, профессор

В его работах прослеживается энигматичность, т.е. загадочность, внутренняя невысказанность автора, его какая-то глубокая драма. Автор очень трепетно относится к истории всего пейзажного искусства, он очень хорошо знает произведения классиков и многие его работы пейзажи музейного уровня и еще раз повторяю, глубокая драма самого автора читается в его пейзажах, даже в самых небольших. И конечно в работах какая-то интеллигентность, скромность, потому что автор свои работы можно сказать никогда не демонстрировал, многие работы выставляются впервые.

Ирина Ентальцева, заведующая библиотекой Уфимской Крестовоздвиженской церкви, член Союза краеведов России

Умение видеть всегда хорошее в людях и в окружающих обстоятельствах — было общим в братьях Нурмухаметовых. Не случайно Алексей Нурмухаметов написал портрет своей бабушки, Евдокии Федоровны. Вероятно, что-то очень важное для себя он увидел в её характере и образе жизни. Из окружавших его художников он очень ценил своего педагога Порфирия Лебедева. С любовью рассказывал об игумене Софронии (Шаробырове), считал, что у него были большие духовные дары, говорил, что тот отвечал на вопросы прежде, чем их ему задавали.

Молчаливый, тихий, молитвенный человек, рядом с которым было всегда светло и отрадно. В 90-е годы он трудился на восстановлении собора Рождества Богородицы, на центральном иконостасе собора его рукой расписаны медальоны и крест, в десятках иконостасов других храмов есть его иконы.

Работать в артели, где иконостасы поставлены на поток и бывает так, что поджимают сроки, ему было нелегко. Порой, когда он считал свою работу незрелой, неоконченной, он исчезал вместе с иконой и появлялся, только когда она была готова, молча терпя упреки. И, как правило, его работы были одними из лучших.

По словам искусствоведов, в творчестве А. Р. Нурмухаметова преобладает убедительный реализм в лучших традициях мастеров 19-20 вв. Его излюбленными сюжетами были простые деревянные домики в историческом центре Уфы, городские храмы, полевые цветы и природа Башкирии. Художник часто, особенно в летнее время, любил выезжать на пленэр. Религиозное мировоззрение художника и его твёрдая вера нашли отражение в ряде работ, для которых характерны библейские мотивы и символизм («Слепец», «Корабль церкви в житейском море»). Талантливый, но скромный, он всегда считал своё творчество недостойным внимания, поэтому при жизни не провёл ни одной персональной выставки.

Украшением вечера стало выступление музыкантов Уфимской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова, Уфимской детской филармонии и учащихся Детской музыкальной школы № 1 имени Наримана Сабитова.

Выставка работает до 20 июня 2024 года.

Текст, фото: Марат Сарманаев
Веб-оформление: Герман Титов

Где: Национальная библиотека им. А.З. Валиди, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 10

Когда: до 20 июня 2024 года, пн-пт: 09:00-20:00, сб: 09:00-18:00, вс: выходной

Тел.: +7 (347) 287-13-32

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #ARTRB #LOVEARTRB
#ОткрытиеВыставки #НациональнаяБиблиотека #Выставка
#ЗемноеНебесное #АлексейНурмухаметов #ПамятиХудожника
#Россия #Башкортостан #Башкирия #Уфа
#UTV #Ufanet #НовостиUTV #НовостиУфа
#Художники #Легенды #Живопись #Графика