С 8 сентября по 2 октября в корпусе №2, Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди Республики Башкортостан, проходила камерная выставка художника Михаила Ткача «ПАРАЛЛЕЛИ КОНТРАСТЫ. Графическая живопись. Авторский стиль ГРАЖ»
Размышления о «Выставке одной картины» не давали мне покоя, начиная, как минимум с 90-х годов. После проведения моей персональной, ретроспективной, выставки в 2019 году, вполне логично представить зрителю иную форму подачи – небольшую камерную выставку, которая предполагает неторопливое созерцание произведения, сопереживание и, несомненно, эстетическое удовольствие.
Так смотрит и мой любимый зритель, а он у меня есть! Мой любимый зритель – это тот, кто чувствует энергию моих работ, это тот – кого вдохновляет эта энергия!
Триптих «Одержимые Светом» (2020 г.) как раз вписывается в эту экспозиционную концепцию. Но в 2021 году три белых холста «созрели» до своего завершения. «Эльф» – это новая версия или развитие работы 2000 года, «Волна» – слегка пожелтевшие эскизы были извлечены на свет во времена изоляции и дома, отточенные до мелочей, подготовлены к переходу на холст. «Эльфочка» – более стремительно появилась на холсте.
Три белых холста, в единой плоскости на легкой конструкции, с одной стороны, и плотное цветовое пятно триптиха на стене, в обрамлении звенящего пространства небольшого зала и составили экспозицию. Легкость и звенящая белизна белых холстов в контрасте со сложной сине-серо-красно-черной динамикой триптиха! ГАРМОНИЧНО!
(Данные работы выполнены акрилом на холсте. Акрил, образующий бархатистую поверхность красочного слоя, позволяет мне создавать эти тончайшие цветовые соотношения.)
Нежные цветовые пятна и тонкие линии, образующие динамические образы – о чем это?
Волна, о нежный шелест моря
Волна – дыхание Земли…
Первый эскиз «Эльфа» и был создан на берегу моря. Виновница – незнакомая девушка, в глазах которой «плескалось море», и конечно само море во всех своих проявлениях… И конечно прекрасное звучание моря…
Та незнакомка, так и осталась незнакомкой, а девушку, фото которой было представлено на выставке, очаровательную Веру, я встретил совсем недавно, и правда не сразу понял, что она – мой воплощенный «Эльф», ну очень они похожи, и не только внешне!
Если немного задержаться у этих светлых холстов, то легковесность цвета преобразуется в величественную динамику, где утонченность изображенного лишь усиливает движение и очарование образов, парящих, но чувственных и, несомненно, загадочных.
Триптих «Одержимые Светом», над которым я работал года два, для многих моих зрителей является продолжением (для меня это развитие) триптиха 2015 года «На Млечный Путь вдруг выпала роса…». Он и Она в сложном переменчивом Мире – тема вечная. Не буду предлагать однозначную трактовку данного произведения.
Во-первых: мои герои хоть и существуют на статичном живописном холсте, в моем ощущении они ни есть НЕЧТО ЗАСТЫВШЕЕ! Они одержимы Светом! Они одержимы Жизнью!
Почему-то вспоминаются строчки Анны Ахматовой:
«Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она светла…»
Во-вторых: восприятие картины – процесс индивидуальный и зависит от конкретной личности, от ее жизненного опыты и даже от ее настроения!
Этот триптих имеет мощную динамическую композицию и конкретно три композиционных центра,образующих единое движение, но общего «панорамного» взгляда на холст недостаточно, холст предполагает и более детальное восприятие.
При написании триптиха большой объем работы выполнен тоненькими многослойными штрихами (графическая живопись). Это дает более глубокое проникновение в многообразие пространства картины, добавляет трепетного света моим любимым образам.
Огромное удивление у зрителя вызвал женский образ, решенный лаконично, светло голубым цветом! А как удивился Я!!!
Когда наступил завершающий этап работы над женской фигурой, я настроился на длительный период поиска, и вначале этого этапа просто подбирал общее цветовое решение, которое потом будет дорабатываться и прорабатываться. Очередной слой нанесен И!!!… Она предстала на холсте естественно и восхитительно,созвучно моему представлению о женщине, о женственности!
В завершении выставки, звенящее пространство небольшого зала, наполнилось живыми звуками скрипки. Исполнителю, студентке Уфимского института искусств Полине Хоруженко, чувственному звучанию произведений Мендельсона и Рахманинова, помог инструмент, изготовленный в Кремоне в 1799 году.
Камерное исполнение только для МОИХ ХОЛСТОВ – воплощение еще одной Мечты!
Автор: Михаил Ткач. Октябрь 2021
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #ARTRB #LOVEARTRB
#МинистерствоКультурыРБ #НациональнаяБиблиотека
#Выставка #МихаилТкач #ПараллелиКонтрасты
#МузыкаДляКартин #ГрафическаяЖивопись #СтильГРАЖ
#Россия #Башкортостан #Башкирия #Уфа
#Художники #Живопись #Графика