1 июля 2021 года во втором корпусе Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди открылась персональная выставка уфимского художника Алии Кутловой «Башкирские традиции. Возрождение». Выставка приурочена к Фольклориаде-2021 и призвана обратить внимание на культуру Башкортостана, а также побудить к сохранению традиций башкирского народа через изучение национального костюма, фольклора и быта.
Эльвира Еникеева, специалист центра выставок и культурных программ Национальной библиотеки им. А.З. Валиди
У нас открывается большое замечательное событие — Шестая всемирная Фольклориада. Наша не менее замечательная художница Алия Кутлова к такому событию, масштабному как Олимпиада, только культурному, подготовила специальную выставку «Башкирские традиции. Возрождение». 25 акварельных работ представлены в экспозиции.
Я с удивлением и восхищением слежу, наблюдаю за Алией. Мы с ней уже сотрудничали, она у нас экспонировалась в большом зале, тогда еще позиционировала себя как начинающий художник. Это была одна из её первых выставок. Но она мне настолько понравилась: такая яркая, зажигательная, активная, целеустремленная, очень выделялась из всей группы участников, как-то очень по-особому себя позиционировала в положительном смысле. И уже через некоторое время она открыла профессиональную выставку, посвященную Герою России генералу Минигали Шаймуратову, и получила самые восторженные отклики в прессе. А потом Алия обратилась к нам с идеей провести персональную выставку, посвященную башкирскому фольклору. И это очень интересно, актуально, когда всё сейчас на пике внимания к национальной культуре.
Алия, если скажет: «Я в космос полечу!» — она полетит. Она из таких людей: сказал — сделал. И всё очень четко, качественно делает. Таких людей не каждый день встречаешь, и не на каждом шагу. Очень приятно, что мы встретились и познакомились. И что такая выставка открылась в Национальной библиотеке, целых 25 работ, это очень серьезно, актуально, очень ко времени.
Отметим, что Алия у нас — самобытный художник. Она по образованию экономист-инженер, окончила Уфимский государственный авиационный технический университет. Но как рассказывает сама Алия, она всегда любила с детства рисовать, танцевать. Видимо это уже невозможно долго в себе скрывать, и талант развивается. Алия посещала, начиная с 2017 года, занятия по рисованию в музее им. Тюлькина, благо у неё есть хорошие учителя: Алексей Петриков, Финат Набиуллин, Владимир Рябцев. Ежегодно на выставках рисовальных работ Алия принимала участие. И она развивается, растёт: приняла участие в телевизионном конкурсе «Байык» и прошла в следующий тур. Сама сконструировала национальный костюм, и в этой передаче специалисты отметили насколько правильно он сделан.
Алия Кутлова, худжожник-портретист
Большое спасибо всем вам, что пришли, поддержали. Я действительно рада, и мне очень приятно что вы уделили этой выставке своё время.
Почему я открыла эту выставку? В октябре прошлого года я увидела один башкирский танец и подумала: «Я хочу в таком же башкирском костюме открыть свою персональную выставку!». Эта мысль мне запала в голову, но я не думала что это будет выставка, посвященная башкирским традициям.
В процессе конструирования костюма мне помогали многие мастера, в частности Альфия Ахтареева, Юлай-абый и многие другие. Розалия Баширова научила меня технологии пошива платья, еляна (нагрудного украшения). Я ей очень благодарна за помощь в создании правильного традиционного костюма. Благодаря этим мастерам, которых я видела, смотрела как они работают, я создала свой костюм дёмского комплекса.
А потом неожиданно я начала танцевать. Я попала на танцы к Миляуше Хайбуллиной, солистке ансамбля имени Файзи Гаскарова. У неё занималась целый месяц и получила очень ценные уроки. Я ей очень благодарна за то, что она дала мне уроки башкирского танца. Потом узнала про конкурс «Байык», но у меня не было башкирского костюма, а очень хотелось участвовать. У меня было только платье, я быстро сшила елян, попросила украшения у тёти. Выступила, мне самой понравилось, жюри понравилось моё выступление, и я рада, что прошла в следующий тур. И вот так я втянулась в танцы.
Но выставки то у меня ещё не было. И тут я подумала, что можно подготовиться к Фольклориаде с танцами и персональной выставкой. Я же вернулась к своим истокам!
И вот у меня открылась выставка. Буду очень рада и благодарна, если гости будут приходить и смотреть. Изначально, цель выставки была в том, чтобы показать башкирскую культуру тем, кто еще не столкнулся с ней, не видел её ранее. Я и сама почему-то раньше не обращала внимания на неё: не учила башкирский язык, не изучала костюмы и прочее. Но всё таки нужно хранить свои традиции и передавать их будущим поколениям. Хочу, чтобы такие же люди, как я, которые ранее не сталкивались с башкирской культурой, загорелись, зажглись искрой любви к ней.
Благодарю всех, кто пришел познакомиться с моим творчеством и прикоснуться к нему. Очень рада всех видеть, большое спасибо!
Юлай Галиуллин, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан
Я с художниками знаком, но среди них мало тех, кто в акварели работает в этническом плане. Поэтому эти работы Алии — большой вклад в изобразительное искусство республики. Я рад, что знаком с тобой и желаю тебе в дальнейшем не останавливаться, творить, созидать. Образов у нас очень много, и очень много народов, каждый из которых по-своему красивый. Поэтому желаю тебе продолжать твоё творчество и представить все народы, которые живут в нашей стране. Успехов!
Василь Ханнанов, живописец, каллиграф, заслуженный художник России и Республики Башкортостан
Костюм — это хорошо, и танец — это хорошо. Но это приложение к самому главному. Я вижу как ты работаешь, и хорошо так, скрупулезно всё делаешь, по-ученически, очень аккуратно и деликатно стараешься прописать детали. Но за этой схожестью и похожестью, научись самому главному — получать удовольствие от акварели. Акварель, когда она «льётся», так красива. У тебя сейчас нормально всё, хорошо. Но надо еще посмотреть величайших акварелистов. Не обязательно акварелистов из XIX века, тогда вообще много рисовали акварелью. Но посмотри еще акварели Лебедева или Фонвизина. Как они акварелью делали картину, как сохранили чистоту листа и всё остальное.
Передать эти детали, эту похожесть может и фотография. А ты должна еще при этом сама получить какой-то кайф, чтобы как у Пушкина было: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» и давай плясать. Вот когда у тебя так же будет получаться, тогда и ноги сами пойдут плясать, и ты будешь радоваться от того, что получилась именно акварель. Акварель надо чувствовать.
Амир Минивалеевич не даст соврать, он педагог со стажем, — акварель она же не для того, чтобы просто отображать задание, а для того, чтобы потом восхититься работой, чтобы и мы могли восхититься: «Посмотреть какая заливка пошла, как желтый на зеленый находит..». И от этого уже приходить в восторг, что получилось не просто похоже, научиться радоваться краскам акварели.
Вот когда это будет получаться, тогда будет всё нормально. Тогда и ноги сами будут танцевать, и песни будешь петь, что у тебя очень получается. Бери побольше тем, разнообразных форматов. У нас в Уфе есть акварелисты, каждый из них в своём формате работает. А тебе нужно как можно больше смотреть профессионалов и мастеров, как на образцы.
Помню, меня пригласили на выставку акварели, которая каждые три года проводилась в городе Кургане. Там громадный музей акварелистов. Есть там такой Герман Травников, он сам акварелист и этим всем занимается. Я сам тогда был потрясен этой выставкой, где со всего Союза были представлены работы акварелью. Для меня это было такое откровение!
Учиться у мастеров. Пока Виктор Иванович Суздальцев работает, мой сосед по мастерской, к нему приходят ученики. Как почувствовать кисточку, как краска льётся. Художники говорят, акварель — это «высший пилотаж» в мире изобразительного искусства.
Хотелось бы, чтобы заходя на выставку было легко и приятно, а не просто от того, что тема представлена. Заботиться о чисто национальном в общем то не стоит. Национальность всё равно прорвется, гены и так сделают своё дело. Чтобы ты ни рисовала, всё равно это у тебя будет по-башкирски, потому что время, земля, воздух уже всё сделали за тебя. У тебя всё получится. От этого только расширишь свои горизонты, более масштабным станет твоё искусство. Вот этого хочу тебе пожелать. И получать побольше удовольствия от работы с акварелью. Побольше работай и количество обязательно перейдет в качество.
Альбина Хашимовна Исхакова, известный общественник, неизменный участник фольклорных праздников, городских концертов
Алия, я тебя давно заметила, но вот так вижу впервые. Молодец, хорошая выставка! И костюм у тебя замечательный, это ведь такой труд!.. И как ты красиво танцуешь, какая пластика! Если ты раньше не танцевала, то это тебе от бога дано. Я восхищаюсь твоим трудолюбием, твоими работами и твоим костюмом. Смотрите какой хакал! Это же огромный труд: всё надо собрать, составить… И танцуешь красиво! Может еще раз исполнишь?
Амир Мазитов, декан факультета изобразительных искусств УИИ им. З. Исмагилова, профессор, заслуженный художник Республики Башкортостан
Здорово! Очень здорово! Я смотрел работы, есть в них такая одна тонкая нота, сквозная, идущая по всем твоим акварелям. Это трогает. Совершенно золотые слова сказал уважаемый Василь Ханнанов: «Надо больше смотреть!». И Елена Абушахмина, и как художник, и как профессиональный танцор, пластику вашу отметила. Я почувствовал некую внутреннюю энергию, очень мощную. И как вы говорили про Абзелиловский район, про крымских татар — вот эта степь прошла через меня, когда вы танцевали.
В работах надо вам тоже чуть-чуть крылья свои внутренние открыть. Работы классные! Такое старание! Я специально учеников своих пошлю, чтобы посмотрели как надо довести работы до уровня.
Акварель — очень сложная, сложнейшая техника. Я вот боюсь, я трушу перед акварелью. В мастерской с маслом легко: закрасил там мастихином или небольшой кистью, на другой день пришел, увидел что желтого многовато, беру зеленый и перекрываю. А тут попробуй так сделай! Честно признаюсь, акварель — высочайшее мастерство.
И тем более видно какая ваша внутрення культура, внутренняя энергетика. И огромная любовь: обратите внимание на работы «Айсылу» и «Тансылу». Это же показывает вас не только как жанрового автора, но и портретиста. Мы своим ученикам тоже стараемся донести, что портретный жанр — это сложнейший жанр. Тем более, некоторые работы у вас многофигурные по сюжету, а сюжеты касаются темы истории. Мы чато бываем в «Суриковке», и там нам говорят что современные молодые авторы боятся брать тему истории. Ведь там надо знать и костюм, помимо «альфа» и «омега» — элементарных рискунка, линии, пятна, композиции. Еще же надо правильно знать обмундирование, фигуры… И обязательно ведь кто-то укажет на эти детали. А вы всего этого не боитесь и смело беретесь за темы с историей, с костюмом. Это дорогого стоит. И эта нотка сквозная в ваших работах — очень добрая, очень глубокая — она есть. И надо дальше с этим работать, в себе это культивировать
Поздравляю с открытием потрясающей персональной выставки!
Елена Абушахмина, художник
Знаю Алию прежде всего как очень талантливого портретиста, она легко на листе проявляет образ человека. И всегда получается похоже, что меня поражает. А я к этому как художник только подбираюсь. У Алии врожденный талант не только к акварели и танцу, но еще и к портрету.
Алия — человек-«солнце», всё у неё получается, за что она берется. Умеет радовать и делает это для всех нас. В данный момент это акварель и танцы. Восхищаюсь твоими талантом, целеустремленностью и обаянием. Большое спасибо тебе, что пригласила на открытие!
Алия Кутлова, художник-портретист
Я рада, что вы получили удовольствие от того, что здесь находитесь: и от картин, и от танцев, и от общения. Именно такую атмосферу я и хотела создать. Благодарна Эльвире Каримовой и Национальной библиотеке, что приняли мою заявку. Большое всем спасибо!
Алия Кутлова закончила УГАТУ, работала экономистом, предпринимателем. Желание учиться рисовать проявилось после рождения детей, а творческая деятельность началась в 2017 году, после посещения художественного форума ARTUFA, где проводились встречи по проекту «Рисовальные дни» Дома-музея им. А.Э. Тюлькина. Известные художники Башкирии, такие как Алексей Петриков, Владимир Рябцев, Финат Набиуллин стали учителями в технике рисования портретов с натуры, а Ерастов Тимофей Алексеевич помог своими советами по технике рисования на пути становления начинающего художника.
С 2020 года Алия Кутлова начала изучать башкирскую культуру, прониклась технологией создания башкирских костюмов и украшений. Обучение в творческой студии «Самрау» под руководством Розалии Башировой и посещение мастер-классов по пошиву элементов башкирского костюма позволило раскрыть новые таланты, что в первую очередь отразилось в художественном творчестве. Поиск себя в истории своего рода, изучение сакрального смысла, заложенного в культуру башкир, любовь к башкирским танцам и желание популяризировать башкирскую культуру привело к созданию персональной выставки «Башкирские традиции. Возрождение», в которую вошли портреты известных деятелей Башкортостана и башкир в традиционных костюмах.
Выставка продлится до 25 августа.
Текст, фото, видео: Герман Титов
Обращаем ваше внимание на обязательные условия посещения выставочного зала:
- Наличие индивидуальной защитной маски и перчаток
- Соблюдение социальной дистанции 1,5 метра
- Группы по предварительной записи, не более 6 человек
Тел.: +7 (347) 287-13-32
Где: Национальная библиотека им. А.З. Валиди, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 10
Когда: с 1 июля по 25 августа 2021 года, пн-пт: 09:00-20:00, сб: 09:00-18:00, вс: выходной
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #ARTRB #LOVEARTRB
#ОткрытиеВыставки #НациональнаяБиблиотека
#АлияКутлова #БашкирскиеТрадицииВозрождение
#Россия #Башкортостан #Башкирия #Уфа
#UTV #Ufanet #НовостиUTV #НовостиУфа
#Художники #Акварель #Графика