В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова открылась выставка одного из основоположников школы башкирской линогравюры, заслуженного художника России, заслуженного художника Республики Башкортостан, члена Союза художников СССР (России), дипломанта Комитета по делам печати РСФСР Алексея Григорьевича Королевского.
Художественное образование Алексей Григорьевич получил на живописно-педагогическом отделении Свердловского художественного училища (ныне — Екатеринбургское художественное училище им. И.Д. Шадра; 1958–1963).
Выставка, представленная сегодня зрителю, приурочена к 80-летию со дня рождения художника. В её экспозиции, кроме графических листов, — статьи с зарисовками, сделанными автором в творческих поездках по стране и за рубежом. В них, как и в творчестве художника в целом, отразились его наблюдательность и проникновенная заинтересованность историей, людьми, архитектурой, что предоставляет зрителю уникальную возможность увидеть Россию, Индию и Японию конца XX века глазами художника, а через сопроводительные тексты — погрузиться в культуру и атмосферу того времени.
Ильдар Ганиев, член Союза художников России, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности БГХМ им. М.В. Нестерова, автор идеи и экспозиции выставки
Для меня эта тема вообще близка, как материал – печатная графика и плюс ко всему Алексей Григорьевич привлек, как мастер. Мне попадались конечно его листы, репродукции и среди художников говорили о нем и когда я уже работая в музее соприкоснулся с его наследием хранящемся здесь, тогда я уже задумался, а почему бы не сделать выставку. Так уж получилось, что и дата совпала, ему исполнилось бы 80 лет. Специально подобрали в тон паспорту, я думаю зрителям будет приятно рассматривать его работы. По мимо техники конечно же завлекает содержание его работ, его глубина, его интерес к деталям, особенно поражает его погружение в исторический экскурс.
Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М. В. Нестерова по научной работе, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан
С детства рисовавший, как он говорил, «по прочитанному», то есть иллюстрируя, Королевский в последние годы учёбы в Свердловском училище целенаправленно занялся книжной графикой: он активно сотрудничал с журналом «Уральский следопыт», а по возвращению в Уфу — с Башкирским книжным издательством. Тогда и началось его серьёзное вхождение в историческую тему, изучение литературы и архивных документов, знакомство с экспонатами музеев. Итогом этой кропотливой работы стали исторические циклы и отдельные листы, посвящённые войне 1812 года, Великой Отечественной войне и войне Гражданской, эпохам Ивана Грозного, Салавата Юлаева и Емельяна Пугачёва, а также портреты выдающихся личностей — Ивана Нагого, Сергея Аксакова, Кинзи Арсланова, Мифтахетдина Акмуллы, Василия Чапаева, Александра Колчака… Затем появились портреты известных башкирских писателей и поэтов, книги которых он иллюстрировал.
А ещё Алексей Григорьевич на протяжении ряда лет был автором журнала «Рампы. Культура Башкортостана». Главной темой его статей стали выставки и их экспоненты. Короткими предложениями и образными фразами он определял суть творчества своих коллег, писал корректно, доброжелательно, как никто, понимая, какое это испытание для художника — выставка.
Ирина Оськина, искусствовед, член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов России, куратор международных проектов «URAL PRINT TRIENNIAL» (Уфа)и «WORLDCULTURALHERITAG» (Екатеринбург), заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан
В творчестве Алексея Королевского наиболее самостоятельно, полно и ярко утвердилась башкирская линогравюра. Тяготея к сюжетным композициям, художник посвятил свои листы преимущественно истории Башкортостана. Немало сил было отдано им и книжной графике, специфика которой — повествовательно разработанный сюжет. В некоторой степени это обусловило и изобразительный язык его станковой печатной графики — пространство в линогравюрах разработано попланово, а главное действие дополнено деталями, заполняющими композицию. Именно эта выбранная художником трактовка сюжетов посредством сложносочинённых композиций вкупе с манерой деликатно дозированного расположения чёрных пятен среди регулярной штриховки обеспечили своеобразие графического языка его линогравюр. Позднее, когда в середине 1970-х годов художник обратится к технике гравюры на пластике, эти качества сохранятся. Он перенесёт из линогравюры в новую технику уже привычные для него технические приёмы, по-прежнему деликатно — неброско и ненавязчиво — располагая чёрные пятна между строго регулярными штрихами, только штрих, благодаря более жёсткому по фактуре материалу пластины, станет тоньше, а его направления разнообразнее, но сила штриха и его глубина при этом сохранятся. В своём творчестве Алексей Королевский неоднократно обращался и к офорту, но всё же в классику башкирской печатной графики вошли его гравюры на линолеуме и пластике, в которых художник с блеском демонстрирует высокий уровень мастерства.
Произведения Александра Григорьевича Королевского хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Национальном музее Республики Башкортостан, Доме-музее В.И. Ленина (все — Уфа), Венгерском национальном музее (Будапешт), в частных собраниях в России и за рубежом (Великобритания, Венгрия, Германия, Индия, США).
Выставка будет работать по 19 декабря 2021 года.
Текст, фото: Марат Сарманаев
Обращаем ваше внимание на обязательные условия посещения выставочного зала:
- Наличие индивидуальной защитной маски и перчаток
- Соблюдение социальной дистанции 1,5 метра
- Группы по предварительной записи, не более 6 человек
Тел.: 8(347)272-13-85
Где: Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, г. Уфа, ул. Гоголя, 27
Когда: с 19 ноября по 19 декабря 2021 года, вт-пт, вс: 10:00–18:30, сб: 11:00-19:30; пн: выходной
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #ARTRB #LOVEARTRB
#ОткрытиеВыставки #ОтИдеиДоВоплощения
#Художники #АлексейКоролевский #Легенды
#Графика #Линогравюра #Офорт
#БГХМимНестерова #МузейНестерова
#Россия #Башкортостан #Башкирия #Уфа