Художник Николай Пеганов (1948–2006 гг.)

Николай Пеганов (1948–2006 гг.)

Николай Леонидович Пеганов родился 30 декабря 1948 г. в Москве. С 1952 г. жил и работал в Уфе. В 1977-м окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Заслуженный художник Республики Башкортостан с 1997 г. Член Союза художников СССР (РФ) с 1980 г. В 1977–1983 гг. и в 1991–2000 гг. работал преподавателем живописи и композиции на факультете живописи (ныне факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне Уфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова); с 1997 г. – доцент академии. С 1971 г. – участник республиканских, зональных, региональных и всероссийских выставок. Работы находятся в коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, в частных собраниях в России и за рубежом.

Посмотреть работы художника

Заслуженный художник РБ, живописец Амир Мазитов о Николае Леонидовиче Пеганове:

– Николай Леонидович – совершенно потрясающий и художник, и человек. Он вел в нашей группе живопись и композицию (тогда ещё – в Уфимском государственном институте искусств). Нам было очень приятно учиться у человека с классическим академическим образованием, окончившим Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Учителем Пеганова в «Суриковке» был знаменитый Виктор Цыплаков, работы которого по сей день экспонируются там в главных залах и рекреациях как эталоны живописного искусства.

Вместе с тем, если Цыплаков – такой «мазистый», предпочитающий выражать себя большими мазками как Константин Коровин или Валентин Серов, то Николай Леонидович ценен своим современным видением пространства живописи, которая в его исполнении более декоративна, воздушна и, конечно, тонка и эмоциональна. Я говорю об условном пространстве. Мы видим иной подход и к композиции в его работах, основанный на современном методе построения всей плоскости холста.

Экспонент многих выставок самого высокого уровня, причем не только республиканских, но всероссийских и международных, он никогда этим не бравировал.

«Ожидание», Николай Пеганов, 2005, холст, масло

«Ожидание», Николай Пеганов, 2005, холст, масло

Я хорошо помню его слова о таланте, о природе художника – любимые темы для обсуждения в мастерской. Он говорил мне: «Ты знаешь, это как вкус воды. Есть большая река Волга и вкус её воды. Она подпитывается маленькими российскими речушками, родниками, и они тоже имеют одинаковый с ней вкус. Понимаешь, то же самое с художниками». Изобразительное искусство Пеганов рассматривал не только как результат труда и вдохновения гениев. Он не забывал о лепте малоизвестных художников и считал, что любой художник может «подпитать» молодого автора. Конечно, нам были очень ценны эти советы Николая Леонидовича. О том, что он был необыкновенным педагогом, говорит и его инициатива по учреждению именной стипендии. В один прекрасный день он зашел к нам в группу и сказал: «Хочу учредить свою именную стипендию лучшему студенту, и первым стипендиатом будет Амир Мазитов». Для меня это было очень значимым событием, я до сих пор ему благодарен.

Ещё он был тонким мастером цвета (его знаменитое отношение «желтого к фиолетовому»). Казалось бы, только два цвета, но всё дело в нюансах, в тончайшей градации других цветов, тех, которые вплетаются в основную «партию». Важны все их переливы, оттенки. Он делал акцент на том, что даже если картина художника полностью написана в одной зеленой гамме, мы должны найти для себя все нюансы, весь видимый спектр. На самом деле так и есть, что легче всего просматривается на полотнах больших мастеров.

Колоссальное внимание Николай Леонидович уделял вроде бы таким незначительным, «бытовым» элементам создания картины, как изготовление подрамников и рам. Многие художники даже внимание на это не обращают! Он всегда буквально ощупывал каждый наш холст. Мог сказать: «Вот в этом плане, Амир, ты сделал, конечно, не до конца». Надо было аккуратнее, вплоть до маленьких клинышков. Перфекционист «чистой воды», он старался, чтобы работа была закончена «от и до». К своим полотнам Пеганов также относился очень жестко в этой части.

В целом о его работах можно говорить только в превосходной степени. Потрясающие цвета! И синий, и по-особенному нежный перламутровый, и необыкновенные нюансы серебристых, серых. Одна из серий его работ называется «Память», где Уфа – такая, как он любил говорить, «немножко окраинная». Ему это очень нравилось.

«Бессмертники на синем фоне», Николай Пеганов, 1992, оргалит, масло, Фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

«Бессмертники на синем фоне», Николай Пеганов, 1992, оргалит, масло, Фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

Нравилась Уфа в дни общероссийских праздников, таких как седьмое ноября, первое мая, когда близкие ему люди выходили на улицы с флагами, шарами, транспарантами, поддерживая общую атмосферу «соборности». Такое у него было любимое слово – соборность. «Амир, обращай внимание на нашу великую российскую соборность, потому что наш человек, если он вдвоем с кем-то, стремится к тому, чтобы их стало трое и больше». Пообщаться, поделиться своими чаяниями, мыслями – русскому человеку это очень присуще. Николай Леонидович умел это показать: например, люди старшего поколения у него степенны, как на старинных фотографиях, они не суетятся, что часто мы видим теперь…

«В облаках», Николай Пеганов, 2004, холст, масло

«В облаках», Николай Пеганов, 2004, холст, масло

Вспомним ещё потрясающую серию «Аэропланы», которая опять же – родом из его детства. Николай Пеганов очень увлекался авиамоделизмом – сам делал модели. Все эти летающие конструкции были для него каким-то таким возвышенным миром! Работы серии, выполненные в технике «холст, масло», – такие же легкие, воздушные. В то же время, там есть вполне жесткая конструкция. Видно, что это именно мужская рука, это художник, которому знакомы Альфа и Омега данного ремесла.

Николай Леонидович учил обращать внимание на то, что каждое время имеет свои особенные, «останавливающие память», моменты, которые дают ощущение узнавания, передают само движение воздуха эпохи, её неповторимый запах. Где мы, в каком пространстве, какое у нас окружение? Художнику надо впитывать всё, запоминать и стараться отображать всю гамму впечатлений в своих работах.

Допустим, нарисует он чайник, но чайник внутри населен маленькими домиками его времени, маленькими аэропланами, кораблями. Это целый Мир – тот, который Пеганов всегда старался открыть зрителю и передать… Он заполнен тем запахом, той жизнью, теми людьми, которые прикасались к этому чайнику. Он, как и любой старинный предмет, дышал временем своих неповторимых историй. Глядя на картины Николая Леонидовича, чувствуешь это через какие-то нежно-зелёные, серебристые, очень тонкие цветовые решения. Здесь не увидишь грубых, чрезмерно брутальных тоновых и колористических решений. Он старался работать на полунюансах, что было естественно для такого тонко чувствовавшего человека. Художник Николай Леонидович Пеганов – это, прежде всего, поэт, лирик и гениальный наблюдатель жизни.

«Чай в деревне», Николай Пеганов, холст, масло, фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

«Чай в деревне», Николай Пеганов, холст, масло, фонд БГХМ им. М.В. Нестерова

Профессиональный художник-дизайнер, живописец, график Раушания Бадретдинова – о Н.Л. Пеганове:

– Николай Леонидович Пеганов оказал сильное влияние на мою судьбу, на творческое становление. Я не встречала человека настолько воспитанного, порядочного и одновременно открытого. Он был прекрасным учителем, рассказывал о разных способах нанесения краски, о выборе цвета, раскрывал другие секреты мастерства. Что самое главное, он ко всем относился ровно, хотя я всегда ощущала большую любовь, исходящую от него. Он вселял в меня уверенность в моем таланте, что так важно для художника. Уже при первой нашей встрече, когда при поступлении в институт я показывала свои работы ему и Калинушкину, услышала от него: «Редко встретишь человека, когда это и красивая девушка, и талантливая…». Помню, на вступительных экзаменах, как он переживал за мою косу, которая доставала до пола: «Может, Рушаночка, ты на отдельный стульчик положишь косу свою?».

Его мастерская находилась далеко от центра, и ему приходилось во второй половине дня после занятий ехать туда, потом какое-то время уходило на то, чтобы разложить краски. Я вспоминаю его слова: «Главное – очень тяжело начать, войти в нужное состояние, но, если ты войдешь, начнешь, то уже не сможешь остановиться». И у меня – то же самое…

Когда я первый раз увидела его картины, меня поразила работа с чайником, в котором отражались кусочек нашего города, его деревенская окраина и чуть ли не вся вселенная одновременно. Для меня открылось понимание того, что можно увидеть внутри одного образа глубинные пласты. Его пароходы вмещают целый мир! А вид сверху на въезд в Уфу с мостом?!

Много сюжетов Мастера посвящены завтраку, неспешному чаепитию, на полотнах много чайников. Когда я его спрашивала, почему именно такие сюжеты, он говорил, что вырос в то время, когда нельзя было публично высказывать свое мнение, и самые искренние вещи о том, что ты думаешь, обсуждались на кухне за чашкой чая. Оттого было в этом что-то сакральное…

«Автопортрет с патефоном», Николай Пеганов, 1999, холст, масло

«Автопортрет с патефоном», Николай Пеганов, 1999, холст, масло

Сначала вроде бы кажется, что работы Николая Леонидовича – простые, но, когда присмотришься к ним, начинаешь понимать, насколько они продуманные по композиции, насколько на самом деле сложные, каждый их миллиметр – выверен. Помню, как-то на открытии выставки говорили, что это – «романтический линейный чертеж».

Особенно мне близка серия работ, посвященная облакам, полетам, самолетам, где чувствуются свобода и тяга к путешествиям. Картины Николая Леонидовича Пеганова меня вдохновляют до сих пор.

Текст: Елена Синицына,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 28-33

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #НиколайПеганов
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие