Художник Александр Заярнюк
Александр Николаевич Заярнюк родился в 1978 г. в селе Подольск Республики Башкортостан. В 2001 г. окончил художественно-графический факультет БГПУ им. М. Акмуллы, с этого же года начал преподавать в Бирском филиале Башкирского государственного университета. Доцент кафедры изобразительного искусства. Работает в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, сюжетной картины. Лауреат Аксаковской премии (2001 г.); член Творческого союза художников России и Международной федерации художников (2004 г.). Награжден бронзовой и серебряной медалями ТСХ России «За вклад в отечественную культуру» (Москва, 2009, 2010 гг.), дипломом «За вклад в отечественное изобразительное искусство» (Москва, 2014 г.).
В творческом багаже художника – 18 персональных выставок и участие в республиканских, всероссийских, международных выставках, фестивалях и конкурсах изобразительного искусства. Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях России, Болгарии, Украины, Германии, США, Армении, Ирана, Черногории, Италии.
Пронизанное светом и радостью, особой экспрессией, наполненное внутренней динамикой и глубинной щедростью творчество Александра Заярнюка основывается на синтезе экспрессионизма, реализма и импрессионизма. Его творческая концепция как нельзя лучше совпадает с высказыванием любимого им Анри Матисса: «Нужно находить, уметь выражать радость во всем: в небе, в деревьях, в цветах».
– Как наша сдержанная «по природе, погоде, солнцу» полоса вдохновляет вас на такое яркое, позитивное, феерическое творчество? Более привычно, когда художник, живя среди березок и осинок с хмурыми небесами, их и пишет…
– Я так писал с раннего детства, видимо, во мне изначально было заложено такое мироощущение. Хотя, действительно, жил не в Италии – в Башкирии, в Хайбуллинском районе. У нас прекрасная природа, но, конечно, другая. В нашем районе особого ландшафтного разнообразия не было, там, в основном, степь. Но у меня такой характер: всегда хотелось вызывать положительные эмоции, ощущение радости у зрителя. Сегодня – на фоне большого количества негативных настроений и в творчестве, и в жизни – особенно. Для этого и пишу, в основном. Пока у самого настроение не поднимется, не отхожу от холста. Поэтому и страны Средиземноморья люблю, Италию, Балканский регион, Черногорию, Хорватию. Менталитет жителей этого региона очень мне по душе. А у нас это – Украина, ее природа и климат, люди.
– В свое время в Гостином Дворе в Уфе с успехом прошла серия ваших выставок «Почти итальянец». Вы так себя ощущаете? Может, были итальянцем в какой-то из прошлых жизней?
– Возможно… Вообще внешне я очень спокойный, но вот мое «второе я» – то, что внутри, обычно кипит и бурлит, и это находит свое отражение в творчестве. А южные народы, действительно, периодически принимают меня за «своего».
– Вы провели 18 персональных выставок в разных городах и странах, участвовали в республиканских, всероссийских и международных конкурсах, выставках, таких как «Искусство сегодня» (Москва); «450-летие присоединения Башкортостана к России» (Ишимбай, Салават, Уфа, Москва); «Жанр портрета в изобразительном искусстве» (Уфа); «Ассамблея искусств» (Москва); «Русские национальные традиции» (Котор, Черногория); «Взгляд из России» (Турин, Монкальери, Ланьяска); «Аквабиеннале» (Петрозаводск); «Дни республики Башкортостан» (Париж); «Современное изобразительное искусство России» (Москва); «Русь православная» (Тольятти); выставка членов ТСХ России (Геленджик, Янгантау); «УРАЛ» (Тюмень); «Дни Украинской культуры в России» (Нижний Новгород); «Дни культуры Башкортостана» (Чебоксары); «Аргамак» (Уфа, Салават); «Взгляд из Италии», ЦСИ «Облака» (Уфа); «ИдельАрт» (Казань). Как вы всё успеваете?
– Считаю, что это не много, стараюсь хотя бы один раз в год одну персональную выставку проводить. Конечно, в финансовом и эмоциональном плане это непросто. У нас в России практически всё сам художник делает: рекламу, развеску… В прошлом я организовывал масштабные выставки с привлечением музыкантов, актеров, в частности, именно так проходила упомянутая вами серия выставок «Почти итальянец» – в Бирске, Уфе, Магнитогорске.
Прекрасная площадка была в Гостином Дворе: работы хорошо смотрелись, благодаря отличной акустике замечательно звучала музыка. В театрализованное действо вовлекался каждый зритель, а на фоне экспозиции выставки шли съемки художественного фильма «Утро седьмого дня» с участием режиссера Салавата Вахитова и актеров Башкортостана. Придумали фантасмагорический сюжет, в русле которого в главного героя – художника – влюбляется девушка, пришедшая на его выставку. Задумывалось несколько серий, отсняли рабочий материал – получилось интересно. Но вскоре Салават переехал в Москву, и на этом все закончилось.
Шел 2004 год, материал той выставки был очень ярким, и мы провели несколько открытий, одно – специально для телевидения, но оно тогда, к сожалению, игнорировало подобные мероприятия.
Я до сих пор считаю, что в «Гостинке» была самая лучшая площадка, любой человек мог даже случайно зайти – и приобщиться к искусству. А стереотип, что художники должны выставляться только в галереях, давно морально устарел.
– Удавалось привлекать спонсоров?
– Я постоянно этим занимался, и где-то года до 2010-го их удавалось находить, а потом как-то устал, «притормозил». Родной вуз, конечно, тоже поддерживал и поддерживает. У нас очень хороший, понимающий ректор, Салават Мударисович Усманов, замечательная картинная галерея в Бирске, коллекция которой постоянно пополняется. Там все классики изобразительного искусства есть, работы собирали с 60-х годов. Мы организуем персональные выставки художников, у них работы закупаем. Вскоре, например, планируем выставку Ралифа Ахметшина провести.
– Вас часто называют экспрессионистом. А как бы вы сами определили свой творческий метод?
– Скорее, синтез экспрессионизма с импрессионизмом. Может, постимпрессионизм. Мои любимые художники – Матисс, Сезанн… А из русских – Константин Коровин, Илья Машков.
– У вас прекрасно получаются и пейзажи, и портреты: по-моему, редко удается успешно сочетать такие разные жанры.
– На самом деле, хороших портретистов очень мало. Лучшим российским портретистом я считаю Николая Фешина, он превзошел по мастерству даже своего великого учителя – Илью Репина. Это сложный, я бы сказал, мучительный жанр, эмоционально выматывающий. Ты стремишься на холсте раскрыть психологию, характер человека, его внутренний мир. У хорошего портретиста все это происходит на подсознательном уровне. Что касается меня, то в институте в качестве дипломной работы я выполнил серию картин, посвященных Юрию Шевчуку. И в них постарался применить упомянутые принципы. Наверно, кое-что получилось, раз вам понравилось (улыбается).
– До вуза вы обучались живописи?
– Я рисовал с раннего детства, но в художественной школе не учился. Думаю, страсть к искусству передалась мне от мамы: она работала фармацевтом, но любила рисовать. В семье царила творческая атмосфера: отец очень много читал и меня к этому приобщил; благодаря родственникам с Западной Украины у меня всегда в наличии были карандаши, краски. Я рано начал рисовать маслом. Окончив школу, год обучался на рабфаке в Уфе, затем поступил на художественно-графический факультет педуниверситета. Педагоги у нас были хорошие, но тех, кто хочет чего-то добиться, учат «стены» и окружение. Главное – внутреннее желание, внутренний посыл. Если говорить о технических приемах, то работать акварелью меня научила Н.В. Турьянова, а масляную живопись я сам освоил. На пленэре работаю чаще акварелью, акрилом, потому что на природе, на открытом воздухе, легче акварелью писать. Она и сохнет быстрее, хотя является более сложной техникой.
Пишу я быстро, обычно в два-три сеанса, а бывает – и в один: манера письма и характер такой. Потом, как правило, начинаю немного портить – настроение улетучивается, происходит перегрузка ненужными элементами. Много времени занимает педагогическая деятельность, поэтому, конечно, работаю не каждый день. Но живопись – отдушина для меня, когда работаешь, поднимается настроение, появляется смысл жизни. Я русский рок люблю, в частности, «Калинов мост», Диму Ревякина обожаю. Пишу под музыку и, думаю, напишу работу, посвященную «Калинову мосту». У них очень образная музыка. Люблю Сашу Башлачева, нравится лиризм и романтика Юры Шевчука, хотя долго его не могу слушать.
– Получается гармонично сочетать живопись и преподавание?
– Прежде всего, я, конечно, художник, а потом уже – преподаватель. К студентам у меня подход демократичный, я ничего им не навязываю, никогда не заставляю в каком-то определенном направлении работать. Стараюсь так направить, чтобы они сами раскрывались, свой почерк искали. Главное, чтобы у них появилось желание работать. К сожалению, сейчас этого сложно добиться: урезаются часы по спецпредметам, поступает контингент менее сильный в последнее время. Более талантливые ребята стремятся в большие города, в столичные вузы. А лет 10–15 назад к нам приезжала способная молодежь из северного региона Башкирии, из Татарии, Перми.
– При ваших замечательных работах (я знаю, что их уже – около пятисот!) почему вы не являетесь членом Союза художников?
– Я состою в Творческом союзе художников России и вхожу в Международную федерацию художников, мне этого достаточно. В данном статусе чувствую себя вполне комфортно.
– У вас есть любимые работы?
– Мне нравится цикл «Венеция» – это был капельный период, когда краска свободно течет и как бы «дорабатывает» что-то сама.
– Как ваше творчество воспринимает зарубежный зритель?
– С интересом. За рубежом очень любят абстракционизм, даже маленькие дети понимают и воспринимают сложное искусство. Там на первом месте – творчество, умение выразить себя, свое мировоззрение. А вот школа реалистического образования там практически утрачена.
У нас же – другой перекос: на передний план выходит техника, определенная (порой спекулятивная) тематика, которой «рекомендуется» придерживаться. Но чем талантливее человек, тем он меньше зависит от социума.
– Ваши ближайшие планы?
– Запланирована персональная выставка в Нестеровском музее. Для меня это очень ответственное мероприятие, ведь я как художник должен показать зрителю свое «лицо».
– Вы идете своим особым путем и уже много сделали на этом пути. Не тяжело?
– Я привык всего добиваться сам, а трудности – закаляют.
Текст: Ольга Новикова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 58-62
#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #АлександрЗаярнюк
#Художники #Живопись #Графика
Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!
Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!