Художник Александр Заярнюк

Художник Александр Заярнюк

Александр Николаевич Заярнюк родился в 1978 г. в селе Подольск Республики Башкортостан. В 2001 г. окончил художественно-графический факультет БГПУ им. М. Акмуллы, с этого же года начал преподавать в Бирском филиале Башкирского государственного университета. Доцент кафедры изобразительного искусства. Работает в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, сюжетной картины. Лауреат Аксаковской премии (2001 г.); член Творческого союза художников России и Международной федерации художников (2004 г.). Награжден бронзовой и серебряной медалями ТСХ России «За вклад в отечественную культуру» (Москва, 2009, 2010 гг.), дипломом «За вклад в отечественное изобразительное искусство» (Москва, 2014 г.).

Посмотреть работы художника

В творческом багаже художника – 18 персональных выставок и участие в республиканских, всероссийских, международных выставках, фестивалях и конкурсах изобразительного искусства. Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях России, Болгарии, Украины, Германии, США, Армении, Ирана, Черногории, Италии.

Пронизанное светом и радостью, особой экспрессией, наполненное внутренней динамикой и глубинной щедростью творчество Александра Заярнюка основывается на синтезе экспрессионизма, реализма и импрессионизма. Его творческая концепция как нельзя лучше совпадает с высказыванием любимого им Анри Матисса: «Нужно находить, уметь выражать радость во всем: в небе, в деревьях, в цветах».

– Как наша сдержанная «по природе, погоде, солнцу» полоса вдохновляет вас на такое яркое, позитивное, феерическое творчество? Более привычно, когда художник, живя среди березок и осинок с хмурыми небесами, их и пишет…

– Я так писал с раннего детства, видимо, во мне изначально было заложено такое мироощущение. Хотя, действительно, жил не в Италии – в Башкирии, в Хайбуллинском районе. У нас прекрасная природа, но, конечно, другая. В нашем районе особого ландшафтного разнообразия не было, там, в основном, степь. Но у меня такой характер: всегда хотелось вызывать положительные эмоции, ощущение радости у зрителя. Сегодня – на фоне большого количества негативных настроений и в творчестве, и в жизни – особенно. Для этого и пишу, в основном. Пока у самого настроение не поднимется, не отхожу от холста. Поэтому и страны Средиземноморья люблю, Италию, Балканский регион, Черногорию, Хорватию. Менталитет жителей этого региона очень мне по душе. А у нас это – Украина, ее природа и климат, люди.

«Средиземноморье», Александр Заярнюк, 2013, холст, масло

«Средиземноморье», Александр Заярнюк, 2013, холст, масло

– В свое время в Гостином Дворе в Уфе с успехом прошла серия ваших выставок «Почти итальянец». Вы так себя ощущаете? Может, были итальянцем в какой-то из прошлых жизней?

– Возможно… Вообще внешне я очень спокойный, но вот мое «второе я» – то, что внутри, обычно кипит и бурлит, и это находит свое отражение в творчестве. А южные народы, действительно, периодически принимают меня за «своего».

– Вы провели 18 персональных выставок в разных городах и странах, участвовали в республиканских, всероссийских и международных конкурсах, выставках, таких как «Искусство сегодня» (Москва); «450-летие присоединения Башкортостана к России» (Ишимбай, Салават, Уфа, Москва); «Жанр портрета в изобразительном искусстве» (Уфа); «Ассамблея искусств» (Москва); «Русские национальные традиции» (Котор, Черногория); «Взгляд из России» (Турин, Монкальери, Ланьяска); «Аквабиеннале» (Петрозаводск); «Дни республики Башкортостан» (Париж); «Современное изобразительное искусство России» (Москва); «Русь православная» (Тольятти); выставка членов ТСХ России (Геленджик, Янгантау); «УРАЛ» (Тюмень); «Дни Украинской культуры в России» (Нижний Новгород); «Дни культуры Башкортостана» (Чебоксары); «Аргамак» (Уфа, Салават); «Взгляд из Италии», ЦСИ «Облака» (Уфа); «ИдельАрт» (Казань). Как вы всё успеваете?

– Считаю, что это не много, стараюсь хотя бы один раз в год одну персональную выставку проводить. Конечно, в финансовом и эмоциональном плане это непросто. У нас в России практически всё сам художник делает: рекламу, развеску… В прошлом я организовывал масштабные выставки с привлечением музыкантов, актеров, в частности, именно так проходила упомянутая вами серия выставок «Почти итальянец» – в Бирске, Уфе, Магнитогорске.

«Вечерний Шато-Руж», Александр Заярнюк, 2012, холст, масло

«Вечерний Шато-Руж», Александр Заярнюк, 2012, холст, масло

Прекрасная площадка была в Гостином Дворе: работы хорошо смотрелись, благодаря отличной акустике замечательно звучала музыка. В театрализованное действо вовлекался каждый зритель, а на фоне экспозиции выставки шли съемки художественного фильма «Утро седьмого дня» с участием режиссера Салавата Вахитова и актеров Башкортостана. Придумали фантасмагорический сюжет, в русле которого в главного героя – художника – влюбляется девушка, пришедшая на его выставку. Задумывалось несколько серий, отсняли рабочий материал – получилось интересно. Но вскоре Салават переехал в Москву, и на этом все закончилось.

Шел 2004 год, материал той выставки был очень ярким, и мы провели несколько открытий, одно – специально для телевидения, но оно тогда, к сожалению, игнорировало подобные мероприятия.

Я до сих пор считаю, что в «Гостинке» была самая лучшая площадка, любой человек мог даже случайно зайти – и приобщиться к искусству. А стереотип, что художники должны выставляться только в галереях, давно морально устарел.

– Удавалось привлекать спонсоров?

– Я постоянно этим занимался, и где-то года до 2010-го их удавалось находить, а потом как-то устал, «притормозил». Родной вуз, конечно, тоже поддерживал и поддерживает. У нас очень хороший, понимающий ректор, Салават Мударисович Усманов, замечательная картинная галерея в Бирске, коллекция которой постоянно пополняется. Там все классики изобразительного искусства есть, работы собирали с 60-х годов. Мы организуем персональные выставки художников, у них работы закупаем. Вскоре, например, планируем выставку Ралифа Ахметшина провести.

– Вас часто называют экспрессионистом. А как бы вы сами определили свой творческий метод?

– Скорее, синтез экспрессионизма с импрессионизмом. Может, постимпрессионизм. Мои любимые художники – Матисс, Сезанн… А из русских – Константин Коровин, Илья Машков.

– У вас прекрасно получаются и пейзажи, и портреты: по-моему, редко удается успешно сочетать такие разные жанры.

– На самом деле, хороших портретистов очень мало. Лучшим российским портретистом я считаю Николая Фешина, он превзошел по мастерству даже своего великого учителя – Илью Репина. Это сложный, я бы сказал, мучительный жанр, эмоционально выматывающий. Ты стремишься на холсте раскрыть психологию, характер человека, его внутренний мир. У хорошего портретиста все это происходит на подсознательном уровне. Что касается меня, то в институте в качестве дипломной работы я выполнил серию картин, посвященных Юрию Шевчуку. И в них постарался применить упомянутые принципы. Наверно, кое-что получилось, раз вам понравилось (улыбается).

«Юрий Шевчук. ДДТ», Александр Заярнюк, 2001, холст, масло, 90x146

«Юрий Шевчук. ДДТ», Александр Заярнюк, 2001, холст, масло, 90×146

«Пляж в Албании», Александр Заярнюк, 2016, холст, масло

«Пляж в Албании», Александр Заярнюк, 2016, холст, масло

– До вуза вы обучались живописи?

– Я рисовал с раннего детства, но в художественной школе не учился. Думаю, страсть к искусству передалась мне от мамы: она работала фармацевтом, но любила рисовать. В семье царила творческая атмосфера: отец очень много читал и меня к этому приобщил; благодаря родственникам с Западной Украины у меня всегда в наличии были карандаши, краски. Я рано начал рисовать маслом. Окончив школу, год обучался на рабфаке в Уфе, затем поступил на художественно-графический факультет педуниверситета. Педагоги у нас были хорошие, но тех, кто хочет чего-то добиться, учат «стены» и окружение. Главное – внутреннее желание, внутренний посыл. Если говорить о технических приемах, то работать акварелью меня научила Н.В. Турьянова, а масляную живопись я сам освоил. На пленэре работаю чаще акварелью, акрилом, потому что на природе, на открытом воздухе, легче акварелью писать. Она и сохнет быстрее, хотя является более сложной техникой.

Пишу я быстро, обычно в два-три сеанса, а бывает – и в один: манера письма и характер такой. Потом, как правило, начинаю немного портить – настроение улетучивается, происходит перегрузка ненужными элементами. Много времени занимает педагогическая деятельность, поэтому, конечно, работаю не каждый день. Но живопись – отдушина для меня, когда работаешь, поднимается настроение, появляется смысл жизни. Я русский рок люблю, в частности, «Калинов мост», Диму Ревякина обожаю. Пишу под музыку и, думаю, напишу работу, посвященную «Калинову мосту». У них очень образная музыка. Люблю Сашу Башлачева, нравится лиризм и романтика Юры Шевчука, хотя долго его не могу слушать.

– Получается гармонично сочетать живопись и преподавание?

– Прежде всего, я, конечно, художник, а потом уже – преподаватель. К студентам у меня подход демократичный, я ничего им не навязываю, никогда не заставляю в каком-то определенном направлении работать. Стараюсь так направить, чтобы они сами раскрывались, свой почерк искали. Главное, чтобы у них появилось желание работать. К сожалению, сейчас этого сложно добиться: урезаются часы по спецпредметам, поступает контингент менее сильный в последнее время. Более талантливые ребята стремятся в большие города, в столичные вузы. А лет 10–15 назад к нам приезжала способная молодежь из северного региона Башкирии, из Татарии, Перми.

– При ваших замечательных работах (я знаю, что их уже – около пятисот!) почему вы не являетесь членом Союза художников?

– Я состою в Творческом союзе художников России и вхожу в Международную федерацию художников, мне этого достаточно. В данном статусе чувствую себя вполне комфортно.

– У вас есть любимые работы?

– Мне нравится цикл «Венеция» – это был капельный период, когда краска свободно течет и как бы «дорабатывает» что-то сама.

– Как ваше творчество воспринимает зарубежный зритель?

– С интересом. За рубежом очень любят абстракционизм, даже маленькие дети понимают и воспринимают сложное искусство. Там на первом месте – творчество, умение выразить себя, свое мировоззрение. А вот школа реалистического образования там практически утрачена.

У нас же – другой перекос: на передний план выходит техника, определенная (порой спекулятивная) тематика, которой «рекомендуется» придерживаться. Но чем талантливее человек, тем он меньше зависит от социума.

«Венеция», Александр Заярнюк, 2003, оргалит, масло, 110x165

«Венеция», Александр Заярнюк, 2003, оргалит, масло, 110×165

– Ваши ближайшие планы?

– Запланирована персональная выставка в Нестеровском музее. Для меня это очень ответственное мероприятие, ведь я как художник должен показать зрителю свое «лицо».

– Вы идете своим особым путем и уже много сделали на этом пути. Не тяжело?

– Я привык всего добиваться сам, а трудности – закаляют.

Текст: Ольга Новикова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 58-62

Посмотреть работы художника

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Мастера #АлександрЗаярнюк
#Художники #Живопись #Графика

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Онлайн-галереи

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Принять участие