Михаил Максимович Ткач.
Живопись, графика, пластика
Художник в этот Мир
приходит не угождать,
а этот Мир тревожить…
Живописец, график, графический дизайнер.
Родился 18 сентября 1957 года в Уфе.
Художественное образование получил вначале в Детской художественной школе № 1 (ныне – им. А. Кузнецова), затем на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (ныне – БГПУ им. М. Акмуллы; 1974–1979), где под руководством своего педагога– художника-графика Абхадия Габдрахмановича Габбасова, Михаил штудировал академический рисунок, значимость и любовь к которому укрепляются у него с каждым новым днём.
Огромной удачей судьбы, считает художник, встречу в тех же стенах с искусствоведом Эвелиной Павловной Фениной, которая была не только лучшим проводником в мире искусства, но и высоко оценивала предназначение художника, воспитывая в студентах чувство собственного достоинства.
Не случайно, первая персональная выставка молодого художника, состоявшаяся в 1989 году в Уфимском училище искусств носила название его стиля – «Гранизм». В представленных композициях доминировал и напряжённый цвет и напряжённые формы. Возможно, это было стремлением автора утрировать до крайности свои поиски, свои обобщения. «Грани Единства», «Разрушение» и вдруг тёплая по колориту и восприятию работа «Солнечный музыкант».
Появление белых работ на пластике для Михаила не было неожиданностью, небольшие наброски карандашом уже давно ждали «выхода в свет». Впервые зритель увидел их на персональной выставке в Русском драматическом театре г. Уфы 1999 г. Название выставки «Прикосновение» уже настраивало на поэтическое восприятие этих лаконичных листов, а названия работ «Ускользающая нежность», «Предрассвета бесконечность», «Прозрачности свет» добавляли музыкальности… «…Чудесные поющие линии поющего тела…» – так выразила своё восприятие о произведениях Михаила Ткача Эвелина Павловна.
Рука художника задаёт стилистику всем своим работам. На первый взгляд, здесь мы видим обратное: вглядываясь в его портреты можно удивляться их внешней непохожести, – но их объединяет обыкновенные человеческие чувства, страсти, эмоции, взаимоотношения. Более того, говоря и о других произведениях, в каждом из них присутствует Пространство, в каждом – своя Динамика (даже если это всего три линии), и, конечно, в каждом присутствует Цвет – даже если это белое на белом.
«…При уникальном объёме и полноте экспериментов в области пластических искусств, при жадном любопытстве к разнообразным предметам и явлениям … М.Ткач целенаправленно формировал свой индивидуальный стиль – аскетичный, и в средствах и приёмах, обеспеченный безупречным вкусом, изначально бескомпромиссный и, значит, опровергающий прагматические лимиты. Каждая его работа – длящиеся месяцами и годами напряженные поиски соответствия между замыслом и воплощением. Его искусство питается вполне земными соками, поэтому оно устойчиво. Возможно, поэтому же оно с трудом поддается прогнозированию, преобразуя сравнительно понятные эмоции и идеи в утонченные и многозначные фантазии. Будущие гармонические комбинации художника представляются мне более сложными и парадоксальными, но и более тёплыми, завораживающими, музыкальными…».
Валерий Симонов, 20 июня 1992 года.
Обычно люди лучше воспринимают уже знакомое, более привычное. Многие работы М. Ткача невозможно классифицировать, подогнать под привычные рамки и, тем не менее, если вы, освободившись от привычных оков, обратитесь к его работам, то, несомненно, они по-хорошему потревожат Вас своей искренностью и глубиной.
Рождение стиля «ГРАЖ»
На открытии своей персональной выставки «Не угождать, тревожить…» в выставочном зале «Ижад» 22 июня 2017 года Михаил Ткач впервые озвучил направление своего творчества, созданное им и воплощенное в его работах — стиль изобразительного искусства «Граж» (сокращенное от «графическая живопись»).
Как сформулировал сам автор «ГРАЖ» – это синтез пространства, мощной динамики цветовых пятен, свето-цветовых нюансов живописи и утонченной лаконичной линии графических произведений.
Но прежде всего это простые человеческие чувства, на основе любви и трепетно-ранимого восприятия красоты и печали этого мира.
Посмотреть работы Михаила Ткача и проголосовать за них можно в галерее нашего проекта.